Проблемный подход в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе

30.11.2022

Проблемный подход в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе

Проблемный подход в преподавании дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе
Андрей Васильевич Завалишин
Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск, Россия, zavalishin_av@sakhgu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9601-6696
Введение
Непрерывный рост угроз безопасности человека, обусловленный интенсификацией технических, социально-общественных, информационно-коммуникационных процессов, возрастающей нагрузкой на природную среду, обострением глобальных экологических проблем приводит к тому, что вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются актуальными и приобретают все возрастающее значение. В связи с этим особое внимание следует уделить особенностям преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельность» в высшей школе как к последнему оплоту, в котором вопросы безопасности можно рассмотреть в комплексе с другими дисциплинами, определить основные закономерности развития опасностей и методов защиты от них, перед тем, как безопасность станет лишь частью профессиональной деятельности, ограничиваясь зачастую лишь рабочими моментами.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания, при этом следует учитывать те существенные изменения, которые в настоящее время происходят в российской системе образования.
Массовость образования, в т. ч. высшего, увеличение объема необходимых для усвоения знаний, социокультурные перемены в обществе, экономические изменения обусловили снижение эффективности традиционной школы, использующей в основном объяснительно-иллюстративные методы обучения и рассчитывающей на репродуктивную деятельность учеников. Обществу требуются самостоятельные, интеллектуальные, творчески развитые граждане, способные ориентироваться во все усложняющемся мире. Следовательно, необходимо задуматься о том, каким должно быть преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе с тем, чтобы оно не сводилось к традиционной передаче фактологического и категориального материала от преподавателя к обучающемуся, а вызвало бы в нем внутреннюю потребность к изучению основных принципов борьбы с рисками и угрозами современного мира.
Одним из главных путей совершенствования образования является интеллектуальное развитие учащихся, позволяющее выполнять логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственные связи при решении не только учебных, но и жизненных задач. Эффективность и качество работы педагога и образовательного учреждения определяется в первую очередь тем, насколько выпускник подготовлен для дальнейшего образования, что в свою очередь ставит перед системой образования проблему активизации познавательной деятельности обучающегося. Использование методов проблемного обучения в организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», на наш взгляд, приведет к более полному усвоению знаний обучающихся о ми- ре опасностей и поможет им сформировать собственную жизненную позицию по отношению к нему.
Обзор литературы
Повышение качества и эффективности обучения всегда было приоритетным направлением исследований педагогического сообщества. В разное время и по разным направлениям этой сферой занимались такие видные ученые и дидакты, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Ф. Дистерверг, К. Д. Ушинский и др., внесшие огромный вклад в педагогическую науку.
В XIX–XX вв. активизация обучения посредством применения проблемного подхода рассматривалась Д. Дьюи, С. Л. Рубинштей- ном, В. В. Полонцевым, М. И. Махмутовым, П. Ф. Каптеревым и др. Всех их объединяло убеждение важности самостоятельного изучения учебного материала обучающимися, но не путем конспектирования и заучивания уже известного, переработанного и предоставленного учителем ученику, а посредством решения поставленных перед ним проблем, справиться с которыми возможно только осуществляя поиск и применяя новую информацию.
Исследования в области активизации обучения позволяют сделать вывод, что только высокий уровень мыслительных способностей обучающегося позволит сформировать гармонически развитую личность, что в свою очередь указывает на необходимость учитывать психологические аспекты обучения, указывающие на процесс мышления как один из важнейших факторов обучения. С. Л. Рубинштейн, в частности, приводит такое определение: «Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному, оно является опосредованным и обобщенным познанием объективной реальности». Таким образом, ученые указывают на явную взаимосвязь между решением человеком определенной задачи или проблемы и его развитием, в том числе и умственным, что в свою очередь приводит к возникновению в педагогическом сообществе теории проблемного обучения.
В исследованиях Т. В. Кудрявцева суть процесса проблемного обучения представляется в выдвижении перед обучающимися дидактических проблем, в их решении и овладении обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. В свою очередь М. И. Махмутов представляет проблемное обучение как тип развивающего обучения, «…в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа, при этом процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». В работах А. А. Вербицкого проблемный подход рассматривается в теории контекстного обучения как один из наиболее значимых при проектировании содержания контекстного образования.
Таким образом, проведенный анализ литературы по проблеме исследования подтверждает актуальность изучения применения проблемного метода в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе.
Материалы и методы
При проведении исследования использовались теоретические (анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация результатов исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы) методы исследования. В качестве экспериментальной базы исследования выступал Сахалинский государственный университет. Проведение исследования было связано с решением ряда исследовательских задач: определение теоретических основ, обусловливающих применение проблемного метода обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе, выявление содержательно-процессуальных основ исследуемого аспекта и анализ результатов исследования.
Результаты исследования
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить сущностные характеристики проблемного обучения – такой характер обучения имеет черты научного познания, что опять нас возвращает к развитию мышления. В рамках проводимого исследования проблемный подход рассматривается как особая организация приобретения обучающимися новых знаний, предполагающая постановку и решение проблемных вопросов или задач на основе анализа противоречий в исходной (проблемной) ситуации. Однако, несмотря на детальное рассмотрение процесса использования проблемного подхода в образовании, широкого применения в педагогической практике данный подход не получил.
В числе причин, по которым это происходит, выделяются следующие:
–    большие временные затраты, необходимые для подготовки к занятию;
–    необходимость высокого уровня познавательной активности обучающихся;
–    опыт обучающихся, на котором базируется решение проблемных ситуаций, может отсутствовать или быть недостаточным;
–    внутри группы обучающихся, а также между группой и преподавателем должен быть высокий коммуникационный уровень;
– педагог должен обладать высоким уровнем квалификации, выражающемся в способности организовывать совместную и индивидуальную учебную деятельность, готовности применять инновационные педагогические технологии и быть открытым к диалогическому общению с обучающимся.
Таким образом, требования к субъектам
реализации проблемного подхода закономерно подводят нас к тому, что проблемное обучение должно иметь уровневую структуру, уровни которых постепенно усложняются.
Первый уровень является демонстрационным: преподаватель формулирует проблему и сам показывает способы ее решения, особенно если студенты не могут ее решить в силу тех или иных причин (недостаток знаний, опыта).
Второй уровень проблемного обучения заключается в формировании проблемы, которые учащиеся пытаются решить всем коллективом, предлагают способы решения, обосновывают их, критикуют и в конце концов приходят к верному решению.
Третий уровень заключается в индивидуальной работе обучающихся по решению поставленной проблемы.
В рамках четвертого уровня обучающиеся должны обладать способностью самостоятельно формулировать проблему, предложить рациональное решение и оценить его адекватность. То есть должен происходить последовательный рост умения обучающихся работать в условиях проблемного обучения, что, естественно, требует значительной проработки каждого проблемного занятия.
Применение проблемного подхода к преподаванию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в ввиду ее интегративного характера и множественных межпредметных связей создает благоприятные условия для повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в рамках изучения дисциплины.
Основной целью преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе является формирование базовых знаний по теоретическим и практическим основам безопасности жизнедеятельности, представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, а также его жизни и готовит его к наиболее целесообразным действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях природного, техногенного военного и социального характера.
Третье поколение Федеральных образовательных стандартов высшего образования недвусмысленно закладывает требования к выпускнику как способному «…создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов…», введя для этого универсальную компетенцию УК-8 Безопасность жизнедеятельности.
Исходя из вышеизложенного видно, какая важная роль декларируется государством и обществом дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», однако на практике можно наблюдать повсеместную ее недооценку, что сказывается на результативности учебного процесса. Что характерно, и сами обучающиеся относятся к изучению дисциплины довольно «фривольно» и зачастую это объясняется традиционной, объяснительно-иллюстрационной, монологической манерой преподавания, при которой преподаватель пытается выдать студенту максимальный перечень угроз и опасностей и методов защиты от них, забывая о том, что информация, прежде чем стать знанием, должна быть усвоена обучающимся, стать его личным переживанием, иначе учебный эффект будет держаться максимум до зачета или экзамена и естественно не окажет существенное влияние на формирование личности безопасного типа поведения.
Проблемные ситуации, сгенерированные из огромного опыта реагирования человечества на различные по виду, характеру, масштабу чрезвычайные и экстремальные ситуации, должны значительно разнообразить практику изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах.
Наиболее полно, на наш взгляд, классификации проблемных ситуаций раскрыты Г. К. Селевко.
Конечно, выразить все содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» через проблемный подход невозможно, так как все же необходимо предоставить студенту «знаниевую» платформу, но этого и не требуется. Проблемный подход должен использоваться тогда, когда у педагога есть уверенность, что в конце обучающийся либо разрешит проблему, либо придет к логическому умозаключению касательно ее решения, пройдя или обозначив для себя стадии разрешения проблемной ситуации, от выдвижения гипотезы и поиска дополнительной информации и до постановки задач и их решения. При этом, как указано выше, необходим результат – проблема должна быть либо разрешена, либо обозначена как неразрешимая в данный момент, но определены пути ее возможного разрешения в будущем и условия разрешения. В случае отсутствия подобной платформы учащийся может оказаться неспособным увидеть не только пути решения проблемной ситуации, но и даже выработать более-менее адекватную представлен- ной ситуации гипотезу и зайдет в тупик в своих рассуждениях, что закономерно приведет к фрустрации, а затем к апатии и угасанию процесса мышления, т.е. есть риск получить обратный от ожидаемого эффект.
Обсуждение и заключение
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет интегративный характер, обусловленный множественными межпредметными связями, и направлена на формирование способности создания и поддержания в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Использование проблемного метода обучения в организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» должно активизировать мыслительную активность учащихся, которые самостоятельно, базируясь на имеющихся теоретических знаниях и личном опыте, должны проследить логику зарождения и развития опасных ситуаций и выработать гипотезу и пути решения предложенных проблемных ситуаций. Таким образом, планируется достичь связи теоретического знания с окружающей объективной реальностью, а приобретенные в ходе решения проблемы знания становятся личностным переживанием студента, и через него идет их более полное усвоение. Проблемный метод требует особого мастерства от педагога, выражающегося в способности организовывать совместную и индивидуальную образовательную деятельность, готовности применять инновационные педагогические технологии и быть открытым к диалогическому общению с обучающимся. Введение проблемной ситуации должно базироваться на определенной платформе знаний и умений студента, достаточных для выполнения работы по разрешению проблемной ситуации, иначе проблема либо не будет идентифицирована, либо не будет определена логика ее решения. И то, и другое закономерно приведет к снижению интереса обучающегося к решению проблемной ситуации, выключения его из учебного процесса и, как следствие, к падению мыслительной активности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение проблемного подход обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является перспективным и актуальным направлением повышения эффективности учебного процесса, однако требует взвешенного вдумчивого подхода к разработке педагогических технологий для его реализации, что в свою очередь накладывает рад дополнительных требований к способности педагога к решению социально-педагогических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf