Опыт формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности

14.12.2022

Опыт формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности

Опыт формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности
Елена Леонидовна Карелина, Наталья Викторовна Булдакова
Вятский государственный университет, Киров, Россия
usr20128@vyatsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1069-9137
stud131273@vyatsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3836-6203
Введение
В настоящее время востребованность знания иностранного языка для решения многих актуальных задач современного общества обусловило особое внимание изучению иностранного языка в школе. Основной целью его изучения в школе, согласно ФГОС, является формирование компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, которые проявляются в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, в формировании начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Определений иноязычной коммуникативной компетенции много, однако единого мнения, единой трактовки данного феномена не существует. Ученые, занимающиеся изучением данной компетенции, едины во мнении, что ее формирование – сложный и многоаспектный процесс.
Структура иноязычной коммуникативной компетенции включает три компонента, одним из них является социокультурный, который в связи с активизацией межкультурных коммуникаций между странами сегодня как никогда актуален.
Обзор литературы
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была определена структура социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, в которую входят социолингвистический и культурологический компоненты. Содержательная сторона социолингвистического компонента формируется через речевые стереотипы, коммуникативные и ситуативные клише, модели речевого поведения, формулы речевого этикета. Содержательная сторона культурологического компонента включает в себя фольклор (элементы бытописания, сказания, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, притчи, легенды, мифы, предания и др.); знакомство с географией, историей; знакомство с традициями, обычаями, ритуалами, обрядами; искусство (живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино, театр); художественная литература; средства массовой информации (газетные статьи, рекламные проспекты, записи интервью, опросы общественного мнения, фотографии, отрывки из оригинальных литературных произведений). Таким образом, основу социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции составляют способности школьников в иноязычном межкультурном и межличностном общении. Как указывают Е. В. Мещерякова, И. С. Исаева, младший школьный возраст – это сензитивный период формирования культуры общения, в том числе межличностного, межкультурного ознакомления с традициями и обычаями народов мира.
Содержание социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе включает приобщение школьников к культуре изучаемого языка, изучение традиций и истории других стран, развитие толерантного отношения ко всем проявлениям другой культуры, развитие взаимопонимания между носителями разных языков. В рамках урочной деятельности в начальной школе развить социокультурный компонент довольно сложно. В связи с чем актуальной становится интеграция урочной и внеурочной деятельности, что является необходимым условием успешного развития социокультурного компонента формирования и иноязычной коммуникативной компетенции.
Целью обучения младшего школьника иностранным языкам является подготовка его к реальному общению с носителями языка, к реальной межкультурной коммуникации, пониманию собеседника и умению выражать свои мысли на иностранном языке. Задачей учителя иностранного языка становится погружение школьников в атмосферу культуры, обычаев, традиций и социальных норм другого народа, обеспечение условий «пребывания» в стране изучаемого языка. Одним из факторов, не позволяющих в полной мере сформировать социокультурную составляющую коммуникативной компетенции у младших школьников, можно считать недостаточную разработанность учебно-методической базы, недостаток страноведческого материала в учебно-методическом комплексе, сжатые рамки урока, искусственно созданную языковую среду или ее полное отсутствие. К. В. Павлова отмечает, что языковая среда, в которую попадают младшие школьники на уроке, искусственная, нет условий научить школьника не просто говорить, но и думать на иностранном языке. Школьникам на практике просто негде применять иностранный язык, а отсутствие естественной потребности к общению на английском языке снижает мотивацию к свободному общению на нем. Это обусловливает снижение результатов успешного изучения английского языка. Однако во время внеурочной деятельности школьникам можно обеспечить языковую среду, например, неформальное общение со сверстниками по информационным каналам связи; условия для изучения дополнительных материалов по истории, географии, культуре народа страны изучаемого языка. Мы согласны с Н. Ю. Абрамовской и С. В. Федорук, что изучение дополнительного материала, неформальное общение со сверстниками – носителями языка способствует созданию ситуации успеха младшему школьнику и формированию социокультурного компонента коммуникативной иноязычной компетенции. Следовательно, интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет заложить прочную базу для формирования социокультурного компонента.
Материалы и методы
Для успешного формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, по мнению Е. Д. Южаниной, необходимо определить и создать организационно-педагогические условия. К организационным условиям мы относим подбор команды реализуемого проекта, куда входят педагоги, обладающие знаниями и опытом в таких отраслях, как английский язык, страноведение; календарный план мероприятий проекта; необходимое оборудование и помещение. К педагогическим условиям относится учет психолого-педагогических особенностей младших школьников; разработка методического инструментария (программы занятий).
В качестве формы внеурочной деятельности по формированию социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников мы выбрали творческую студию «Активное страноведение». Деятельность студии направлена на улучшение результатов освоения основной программы, а также на расширение знаний, помогающих сформировать социокультурный компонент у младших школьников. Основные направления деятельности студии – приобщение учащихся начальных классов к английскому языку; побуждение к поиску коммуникативных задач и их самостоятельному решению на английском языке; снятие психологического и языкового барьера; развитие навыков работы в команде. В качестве средств формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности предлагаем использовать фильмы, мультфильмы, аутентичные источники информации, тексты лингвострановедческого содержания, в содержании которых сведения о географии страны изучаемого языка, факты социальной и политической жизни, сюжеты повседневной жизни, факты о поведенческой культуре народа и его ценностях, разговорные формулы.
Результаты исследования
Для разработки программы занятий в творческой студии с учетом уровня развития социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие младшие школьники 2–4 классов общеобразовательной школы г. Кирова.
Целью анкетирования стало определение уровня знаний страноведческой информации (Великобритания и США). Анкета-тест «Do you know the UK and USA?» включает 15 вопросов, направленных на выявление уровня развития социокультурного компонента у младших школьников.
Результаты анкетирования показали, что 30,7 % испытуемых имеют низкий уровень сформированности социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Эти учащиеся обладают недостаточными страноведческими знаниями, знаниями культуры и обычаев страны изучаемого языка, знаниями этикета. Средний уровень сформированности у 46,1 % учащихся, принявших участие в исследовании. Респонденты обладают поверхностными знаниями о Великобритании и США. Им известны особенности этикета, образа жизни англичан, однако наблюдается неполная осведомленность в этих аспектах. Учащиеся, обладающие полным объемом страноведческих знаний, свободно ориентирующиеся во всех аспектах жизни англичан, составили 23,2 % от выборки. Они имеют высокий уровень сформированности социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
На основании результатов анкетирования нами разработана программа творческой студии. Она включает два блока согласно структуре социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции: 1-й блок – социолингвистический, 2-й блок – культурологический. Программа рассчитана на 38 часов. Занятие длительностью 2 академических часа проводится один раз в две недели. В течение первого часа внимание уделяется социолингвистическому компоненту. 30 минут отводится на просмотр младшими школьниками обучающих фильмов на английском языке (с русскими титрами) по одной из тем: жизнь в школе, спорт в жизни американского школьника, празднование рождества, празднование дня благодарения и т. п. После просмотра проходит разбор особенностей того или иного праздника, правил спортивной игры, жизни школьника, его хобби и увлечений. Учащимся начальных классов предлагается вспомнить интересные факты из фильма, которые не присущи нашей стране, попробовать описать их на английском языке с использованием знакомой лексики. В течение следующих 30 минут происходит общение со сверстниками-носителями языка посредством бесплатного сервиса обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи по IP WhatsApp. Учащиеся общаются на разные темы, например, рассказывают о себе, своей семье, увлечениях, друзьях, животных, природе, спорте и т. п., задают вопросы и отвечают на вопросы иностранных сверстников. Заключительные 30 минут посвящены культурологическому компоненту (осуществляется знакомство с обычаями, культурой страны изучаемого языка, происходит знакомство с реалиями в сфере музыки, кино, живописи и т. п. Предлагается описать свои впечатления, эмоции, чувства об услышанном, увиденном на английском языке).
Работа в творческой студии «Активное страноведение» начата с сентября 2021 года и закончится 30 мая 2022 года. По результатам реализации программы будет проведено повторное анкетирование и научное наблюдение, что бы выяснить, есть ли существенные изменения в уровне социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников.
Обсуждение и заключения
Таким образом, в статье нами рассмотрены вопросы формирования социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности. Дана характеристика социокультурного компонента, определена целесообразность его формирования у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации занятий по формированию социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции в творческой студии «Активное страноведение».

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf