Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования

30.12.2022

Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования

Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования
Лариса Павловна Карпушина, Неиля Фяритовна Пупкова,
Светлана Владимировна Баранова
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», Саранск, Россия
lkarpushina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3257-1102
nelli.pup87@yandex.ru, https://orcid.orcid.org/0000-0002-9550-4134
moroshka35@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-7363-3170
Введение
В настоящее время перед обществом стоит важная задача – воспитать активную, самостоятельную личность, способную отвечать за свои действия и поступки. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.
Проблема формирования социальной ответственности личности рассматривается в ряде работ философов, социологов – Г. С. Арефьевой, Н. А. Головко, Л. И. Грядуновой, В. С. Марковым, В. М. Ломовым, Г. В. Фартуховой и др. В данных исследованиях социальная ответственность понимается с морально-правовой стороны – как ответственность перед государством, обществом, родителями, перед своей совестью, к порученному делу и т. д. Психологический ракурс проблемы раскрыт в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, В. Н. Мясищева, Д. И. Фельдштейна и др. Теоретико-методологические основания формирования ответственности у подростков определены в трудах педагогов (М. Н. Аплетаев, В. В. Башев, Н. В. Винокурова, А. С. Макаренко, Н. В. Радикова, В. А. Сухомлинский и др.).
Подростковый возраст, как отмечал Д. И. Фельдштейн, оптимален для формирования ответственности, так как он наиболее сензитивен для формирования социальных и нравственных качеств личности. В это время формируется сознательное отношение к себе как к члену общества. Таким образом, социальная ответственность подростка – это социально значимое качество, проявляющееся в способности сознательно относиться к себе как к члену общества, к своим действиям и поступкам, отвечать за их последствия, за свое поведение перед государством, обществом, людьми с учетом возрастных особенностей.
Дополнительное образование имеет большие возможности для формирования социальной ответственности у подростков, так как способствует активному вовлечению их в социально значимую деятельность, предполагает вариативность форм организации социально значимой деятельности, стимулирует организацию социально значимой деятельности в ходе совместной работы, включение в различные социальные практики. Оно реализуется по шести направленностям: естественнонаучное; техническое творчество; туристско-краеведческое; художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.); социально-педагогическое (волонтерство, добровольчество и др.); физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).
Очень важно вовлекать обучающихся в организациях дополнительного образования в социально значимую деятельность. В настоящее время используются разные формулировки – «социально полезная деятельность», «общественно полезная деятельность», «социально значимая деятельность». Анализ работ психологов, педагогов (Н. И. Болдырев, Ю. П. Сокольников, В. И. Селиванов, И. Д. Чернышенко, Д. И. Фельдштейн и др.) дает возможность сделать вывод о том, что эти словосочетания имеют сходное содержание, которое заключается в понимании их как посильной, добровольно выполняемой деятельности в пользу государства, общества и отдельных людей. Основными задача- ми социально значимой деятельности являются: формирование бережного отношения к природе, навыков коллективной работы, трудолюбия, ответственного отношения к людям, к своей деятельности.
Обзор литературы
Социально значимую деятельность можно рассматривать как эффективное средство социализации и социального воспитания, причем уровень сформированности ответственности как качества личности растет в ходе систематической работы. Ее можно считать ведущей у подрост ков, так как она удовлетворяет его потребности в построении новых отношений со взрослыми. Стоит отметить важность социально значимых мотивов, которые активизируют социально значимую деятельность и делают процесс формирования социальной ответственности интенсивным. При этом мотивация к проявлению ответственности определяется либо внешними, либо внутренними факторами, и задача педагогов, родителей, общества – создать такие условия, при которых проявление ответственности мотивируется внутренними посылами.
Исследователи указывают, что социальные мотивы подразделяются на широкие и узкие. Широкие социальные мотивы – это мотивы долга, стремления быть полезными Родине, обществу, мотивы, обеспечивающие основу коллективизма и ответственности за общее дело. Узкие социальные мотивы состоят в желании обучающихся получить одобрение окружающихся, заслужить авторитет, пообщаться. Задача педагога – актуализировать как узкие, так и широкие социальные мотивы, стимулирующие процесс проявления ответственности в различных ситуациях. Е. В. Акимова уверена, что учреждения дополнительного образования расширяют границы социализации ребенка, что способствует работе педагогов различной направленности, в том числе и волонтерской деятельности, которая включает подростков в проведение социальных акций, имеет большое значение для формирования у них социальной ответственности. Волонтерство позволяет подростку почувствовать себя успешным и востребованным членом социума, принимать участие в социальной жизни. Деятельность волонтера не просто совокупность каких-то действий, но и яркий пример безвозмездной работы на благо отдельных людей и общества. Волонтерская деятельность воспитывает у обучающихся чувства сострадания, милосердия, уважение к пожилым, больным, вовлекает в общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья, из интернатов. Юные волонтеры проявляют силу воли в трудных ситуациях, ответственность, социальную активность. Так, для реализации социальной акции «Большое сердце юных волонтеров» необходимо вовлечь подростков в оказание помощи одиноким пожилым людям. Благодаря участию в данной акции обучающиеся приобретут социальный опыт, социально-значимые знания, умения и навыки. Также можно организовать социальную акцию «Старшие – младшим». Цель проекта – организация совместной работы обучающихся разных возрастов с целью уборки территорий лесопарков, заповедников, храмов от мусора.
Материалы и методы
В ходе проведения исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ научной литературы, систематизация эффективных методов, способствующих формированию социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования); сравнительный, с помощью которого достигается познание сущности различных интерактивных методов обучения школьников.
Результаты исследования
Большая работа по организации волонтерской деятельности, обеспечивающая формирование у подростков социальной ответственности, проводится в МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологда. С 2017 г. там апробируется комплексная программа воспитания «Республика юного волонтера», которая включает в себя три ступени: «Реализуя себя – помогаю другому!» (7–9 лет), «Дари добро, не требуя награды» (10–12 лет), «Добрым быть совсем не просто» (13–15 лет) [6, с. 38]. Эта уникальная в своем роде программа, вовлекающая практически всех обучающихся в разнообразную социально значимую деятельность, в частности, волонтерскую, позволяющую реально улучшить жизнь в Вологде, создавать условия для практической реализации социальных инициатив.
В рамках комплексной программы воспитания «Республики юного волонтера» проводятся различные социальные акции: благотворительные (абонемент концертных программ «Дети-детям»; акция «По сбору корма для животных» с центром помощи и защиты животных «Велес», акция «Лапа дружбы», сбор гигиенических средств, подарков ручной работы для «Дома малютки»); социально-событийные («Урок Добра», сотрудничество с социальным центром для ветеранов «Забота»); патриотические («Поезд Победы», «Все за Победу», «Блокадный хлеб»), трудовые (экоквест по уборке территории школы, посадка деревьев дружбы), исследовательские (проведение опросов, участие в детских научно-практических конференциях, культурно-познавательные маршруты); рекламные (плакат «Чистый берег»).
Волонтерская помощь детям, оставшимся без попечения родителей, – самая распространенная деятельность в России. В рамках реализации программы «Республика юного волонтера» подростки собирают новогодние подарки в областную детскую больницу, а также подгузники для детей из Дома малютки. Для воспитанников дома-интерната в качестве подарка проводились концерты, а в ответ дети из интерна- та подарили юным певцам подарки, сделанные собственными руками. Обучающиеся из хорового коллектива «Морошка» реализовывали абонемент «Дети-детям» в рамках благотворительной деятельности фонда В. Спивакова, предлагая бесплатные билеты для детей с ограниченными возможностями здоровья, а деньги от продажи билетов были переданы детскому фонду «Добрые сердца».
Подростки участвуют в слете волонтерских объединений и организаций г. Вологды «Доброслет», который проходит при поддержке Вологодского государственного университета, в рамках которого для обучающихся были проведены тренинги, мастер-классы. Они обучались в школе волонтера, где приобрели знания о правах и обязанностях добровольцев, сведения о том, как начинающему волонтеру взаимодействовать с людьми в больнице, обществе защиты животных, в домах для пожилых людей.
В ходе проведения торжественных мероприятий, связанных с празднованием годовщины Великой Победы, в областном госпитале для ветеранов военных действий была проведена встреча с генерал-лейтенантом А. А. Макарычевым, который поделился с подростками историями о военной жизни. Подростки также участвовали в городском проекте «Город детства», организовывали досуг на дворовых детских площадках, проводили игру-квест «Всезнайка», посвященную истории Вологды, конкурс талантов «Звонкие голоса», соревнование «Веселые старты» и др.
В акция «ДоброЕль» активно участвовали подростки и родители, совершая какие-либо хорошие дела. Информацию об этих действиях они творчески оформляли и оставляли на импровизированной «ДоброЕли». На базе Детского лагеря «Лесная сказка» была проведена летняя экспресс-школа волонтера «Пространство для знаний», где детей познакомили с различными направлениями добровольческой деятельности.
Большое значение для формирования социальной ответственности имеет выбор методов воспитания. С целью формирования социальной ответственности могут быть проведены проблемно-ценностные беседы «Успех в жизни», «Поколение без души», «Герой нашего времени» и др. Они дают возможность сформировать опыт ответственного социального действия. Подростки самостоятельно выбирают тематику бесед из ряда предложенных, которые отражают осмысление различных социально-значимых проблем, которые заставляют задуматься о своих поступках и их социальных последствиях. Кроме того, проблемно-ценностные беседы дают возможность подросткам защитить свои взгляды, вступать в дискуссию. Можно предложить создать фотовыставку «Искорки доброты», которая способствует формированию чуткости и сострадания, так как при создании фотовыставки подростки узнавали о высоконравственных делах окружающих их людей, что и стремились запечатлеть в своих работах. Собранный материал подростки представили в выставочной композиции в школе. Проблемно-ценностные беседы и фотовыставка способствовали формированию социальной ответственности.
Для формирования социальной ответственности используются ролевые игры, которые положительно воспринимаются подростками. Они играют в них «командные роли», которые были наполнены социально-нравственным содержанием, продуктивно выстраивают взаимоотношения друг с другом, овладевают социальными знаниями.
Использование метода проектов также можно использовать для формирования у подростков социальной ответственности в условиях дополнительного образования. Так, можно предложить осуществить исследовательский проект «Город помощников», который позволял перейти от слов «Я считаю…» к словам «…и я готов это сделать». Нужно создать модель города, в которой будут отражены социальное, спортивное, экологическое, культурное, событийное направления волонтерской деятельности. Предложения по направлениям проекта сначала обсуждались в группе разработчиков, затем выносились на Совет. Затем подростки начинали воплощать задуманное на благо своего города, участвовали в различных социально-значимых делах.
Для того чтобы формирование социальной ответственности в организациях дополнительного образования стало содержательным, следует придерживаться следующих условий: отбирать такое содержание, которое могло бы заинтересовать подростков, увлечь их; насыщать социально значимую деятельность действительно полезным содержанием, показывающим общественную и практическую значимость тру- да подростков; давать решать трудные задачи при выполнении социально значимой деятельности.
Обсуждение и заключения
Таким образом, формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования является важнейшей проблемой, решение которой позволит сформировать у обучающихся подросткового возраста способность отвечать за свои поступки, действия и их последствия, людей, готовых прийти на помощь.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf