Цифровой дидактор как алгоритм преодоления цифровых разрывов в образовательных организациях

14.01.2023

Цифровой дидактор как алгоритм преодоления цифровых разрывов в образовательных организациях

Цифровой дидактор как алгоритм преодоления цифровых разрывов
в образовательных организациях
Анастасия Павловна Голодова, Виктор Вячеславович Пахарь, Надежда Александровна Соловьева
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова, Нальчик, Россия, anastasiia.golodova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9171-8645
Сузановская средняя общеобразовательная школа Новосергиевского района, Оренбургская область, Россия, pahar.viktor@mail.ru*, https://orcid.org/0000-0002-3244-7734
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, n2038@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7663-2309

Аннотация. Статья посвящена описанию проекта «Цифровой дидактор» для субъектов образовательного процесса, цель создания которой заключается в решении проблемы «цифрового неравенства» в образовательной среде путем создания условий для овладения современными информационными технологиями с последующим использованием приобретенных умений и навыков в учебном процессе. Авторами проанализированы работы ряда авторов (А. А. Кораблев, А. В. Морозова и Л. Н. Самборская, С. К. Омарова, Е. И. Петухова, П. Д. Рабинович, Д. П. Тевс и В. Н. Подковырова), исследующих «цифровые разрывы» и цифровую образовательную среду в целом. Для проекта приемлема методология проектирования информационных систем и спиральная модель разработки. В ходе исследования были определены преимущества и возможности использования платформы интересантами, возможные риски и методы их минимизации, подготовлена дорожная карта (вехи) проекта, обозначены показатели для оценки эффективности от использования «Цифрового дидактора». Указано, что созданная платформа не решит всех проблем, но станет новым вариантом минимизации негативных последствий от цифрового неравенства.
Ключевые слова: «Цифровой дидактор», цифровой разрыв, цифровое неравенство, риски, барьеры,
цифровая образовательная среда, цифровая образовательная платформа, дорожная карта, субъекты образовательного процесса, образовательные организации (ОО)
Для цитирования: Голодова А. П., Пахарь В. В., Соловьева Н. А. Цифровой дидактор как алгоритм преодоления цифровых разрывов в образовательных организациях // Гуманитарные науки и образова- ние. 2022. Т. 13. № 1 (49). С. 19–25. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_19.

Digital didactor as an algorithm for bridging digital gaps in educational institutions
Anastasia P. Golodova, Viktor V. Pakhar, Nadezhda A. Solovieva
Kabardino-Balkar State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia, anastasiia.golodova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9171-8645
Suzanovskaya secondary school Novosergievsky district, Orenburg region, Russia, pahar.viktor@mail.ru*, https://orcid.org/0000-0002-3244-7734
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kaluga Branch, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia, n2038@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7663-2309
Abstract. The article is devoted to the description of the project «Digital Didactor» for the subjects of the educational process, the purpose of which is to solve the problem of «digital inequality» in the educational environment by creating conditions for mastering modern information technologies with the subsequent use of acquired skills and abilities in the educational process. The authors analyzed the works of a number of authors (A. A. Korablev, A. V. Morozov and L. N. Samborskaya, S. K. Omarova, E. I. Petukhov, P. D. Rabinovich,
D. P. Tevs and V. N. Podkovyrova), exploring «digital gaps» and the digital educational environment in general. The methodology of information systems design and the spiral development model are acceptable for the project. In the course of the study, the advantages and possibilities of using the platform by interested parties, possible risks and methods of minimizing them were identified, a roadmap (milestones) of the project was prepared, indicators for evaluating the effectiveness of using the «Digital Didactor» were identified. It is indicated that the created platform will not solve all the problems, but will become a new option to minimize the negative consequences of digital inequality
Key words: «Digital didactor», digital divide, digital inequality, risks, barriers, digital educational environment, digital educational platform, roadmap, subjects of the educational process, educational organizations For citation: Golodova A. P., Pakhar V. V., Solovieva N. A. Digital didactor as an algorithm for bridging digital gaps in educational institutions. Gumanitarnie nauki i obrazovaniye = The Humanities and Education. 2022; 13(1-49):19-25. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_19.
Введение
Одной из глобальных проблем современности является проблема цифрового разрыва, ре- шить которую возможно лишь осуществив комплекс мер, предусматривающих как развитие высоких технологий, так и формирование у людей цифровой компетентности, без которой в условиях информационного общества невозможна их профессиональная самореализация, экономическое процветание, эффективное политическое участие и даже полноценное социальное взаимодействие [1].
Обзор литературы
Под цифровым разрывом в первую очередь понимается информационное неравенство, то есть ограничения возможностей некоторых социальных групп (отдельных индивидуумов) из-за отсутствия доступа к современным средствам коммуникации. Важным условием преодоления цифрового разрыва является совершенствование системы образования, предусматривающее применение новых образовательных технологий, позволяющих сформировать у представителей разных возрастных групп цифровую компетентность, то есть способность эффективно и безопасно применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности.
Нами проанализированы работы ряда авторов (А. А. Кораблев [2], А. В. Морозова и Л. Н. Самборская [3], С. К. Омарова [4], Е. И. Петухова [5], П. Д. Рабинович [6], Д. П. Тевс и Д. А. Жирнова [7]), исследующих «цифровые разрывы» и цифровую образовательную среду в целом. Так, А. В. Морозов и Л. Н. Самборская уверены, что для того, чтобы ситуация с цифровыми разрывами изменилась в лучшую сторону, недостаточно только создания информационно-коммуникационной инфраструктуры, важно включить в программы общего образования овладение информационно-коммуникационными технологиями, разработать учебные материалы по изучению основ компьютерной грамотности, а также организовать подготовку IT- специалистов [3].
Одним из способов преодоления цифровых разрывов может стать проект «Цифровой дидактор». Дидактором (англ. Deductor) будет являться платформа, которая позволит проводить всесторонний анализ данных участников образовательного процесса (учеников, учителей, школ и т. д.), прогнозировать показатели их развития, проводить сегментацию и поиск закономерностей.
Проект направлен на решение следующих проблем:
–    консервативность мышления педагогов;
–    недостаточная компетентность педагогов в цифровой сфере («аналоговые педагоги – цифровые дети»);
–    неэффективный тайм-менеджмент педагогов, администраторов, управленцев;
–    недостаточные возможности индивидуальной работы с одаренными детьми, неуспевающими;
–    недоверие родителей к педагогам как профессионалам;
–    отсутствие индивидуальных образовательных программ для обучающихся;
–    низкая конкурентоспособность образовательной организации;
–    проблема доступности и сохранения качества образования в условиях карантина или при длительной болезни, отсутствия обучающегося [8].
Чтобы разработать концепцию данного проектного решения, нам надо было выделить потребительские сегменты и определить требования к возможному решению со стороны различных групп потребителей образовательных услуг. Анализ показал, что предлагаемое нами решение предназначается для всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также специалистов и методистов институтов образования, отделов образования, контролирующих органов (в рамках доступности, безопасности образования).
Материалы и методы
Образовательный портал является информационной системой. Поэтому для нашего проекта применима методология проектирования информационных систем. В ее основе лежит понятие жизненного цикла системы, представляющего из себя набор, состоящий из этапов (формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение) и процессов. Данный подход может помочь правильно спланировать и организовать процесс коллективной разработки цифрового ресурса и обеспечить управление данным процессом.
Выбрать методологию разработки цифрового образовательного ресурса иногда затруднительно, так как на этот процесс оказывает воздействие множество факторов.
В настоящее время существует широкий спектр возможных методологий по разработке цифрового портала. У каждой из них есть свои отрицательные и положительные стороны. Для проекта «Цифровой дидактор» наиболее эффективна спиральная модель, являющаяся одной из «классических» моделей по разработке цифровых образовательных порталов. Одним из ее главных отличий является то, что затраты на внесение изменений при использовании спиральной модели невелики, поскольку изменения вносятся итеративно на каждом новом этапе. На каждом витке спирали происходит создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Таким образом, происходит последовательное углубление и детализация проекта, благодаря чему на выходе получается продукт, удовлетворяющий действительные требования пользователя.
Результаты исследования
Создавая проект, нам приходилось учитывать требования заинтересованных лиц и те преимущества, которые интересанты могут получить от его реализации. Нашими ключевыми интересантами являются педагоги, обучающиеся, родители, общеобразовательные организации, муниципалитеты Оренбургской, Калужской области и Кабардино-Балкарской республики.
К требованиям данных интересантов можно отнести: 1) внедрение «Цифрового дидактора» на определенных принципах: демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации (педагоги); 2) учет цифровой безопасности и защита прежде всего интересов детей (родители); 3) включение цифровых ресурсов по дополнительному образованию (внеурочные занятия) с учетом предпочтения детей (обучающиеся); 4) вовлеченность всего педагогического состава в «Цифровой дидактор» (ОО); 5) создание единого цифрового дидактического поля и скоординированность всех ОО (муниципалитет).
Таким образом, проект предназначен для участников образовательных отношений, которые готовы повышать уровень цифровых компетенций, взаимодействовать в рамках единого цифрового сообщества как регионе, так и выходить на планирование межрегиональных проектов (в пилотном варианте планируются коллаборации педагогов Оренбургской, Калужской области и Кабардино-Балкарской республики).
В целом мы предлагаем универсальный алгоритм самообучающейся организации, который, в отличие от традиционных курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров, обеспечивает активную позицию педагога в оперативном овладении цифровыми технологиями. Для донесения информации в предлагаемом нами проекте до потенциальных потребителей предполагается использовать следующие каналы донесения информации: средства массовой информации, сайт образовательной организации, социальные сети, родительские собрания, информационные стенды в образовательной организации, мастер-классы, проектные семинары и т. д.


Рис. 1. Модель «Цифрового дидактора»
Реализация проекта будет осуществляться в образовательных организациях (онлайн или оффлайн режимах), через проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, индивидуальных консультаций, помощи цифровых волонтеров.
Основные принципы деятельности проекта: 1) горизонтальное самообучение педагогов; 2) сетевое взаимодействие нескольких ОО; 3) цифровое волонтерство обучающихся.
Мы выделили два уровня дидактической среды проекта:
–    инвариантный: базовый комплект цифровых технологий, обязательный всеми педагогами ОО (позволяет создать единое цифровое образовательное пространство, организовать эффективный тайм-менеджмент педагогов или администрации управленцев (например, пакет G Suite for Education);
–    вариативный: освоение педагогами дополнительных цифровых инструментов, про- грамм, платформ (Сочетание коллективного освоения цифровых инструментов и индивидуального выбора для использования позволяет сохранить и развить индивидуальный педагогический подчерк каждого учителя).
Мы выделили четыре уровня субъективного взаимодействия:
–    горизонтальная модель «равный-равному» (взаимообучение педагогов одной ОО);
–    горизонтальная модель «равный-равному» (взаимообучение педагогов разных школ в рамках сетевого взаимодействия цифровой образовательной модели при участии региональных вузов);
–    горизонтальная модель «Цифровые волонтеры» (ученик / студент помогает педагогу освоить новые программы цифровой платформы, становится цифровым тьютером учителя);
–    горизонтальная модель «Цифровые волонтеры» (ученик / студент помогает ученику освоить цифровые программы платформы, помогающие в освоении образовательного контента, в работе с информацией).
Рассмотрены также следующие варианты взаимодействия и партнерства:
–    информационно-аналитический блок: входная диагностика уровня цифровой подготовленности педагогов, обучающихся и родителей. Анализ данных диагностики уровня цифровой подготовленности педагогов, обучающихся и родителей;
–    организационно-методический: согласование с учредителем изменений в программу развития ОО, организация совместных методических семинаров, уточнение сроков и сфер совместной деятельности, организация для участников обратной связи, составление аналитических справок, определение методической службой плана заседаний, утверждение для педагогов плана занятий и консультаций, определение конечных результатов;
–    взаимодействие и сотрудничество: согласование с заинтересованными партнерами программы совместной реализации проекта, выход на повышение компетенции педагогов, вхождение новых участников в наш проект с учетом потребностей региональных вузов.
Реализация проектного решения предполагает следующие этапы:
–    подготовительный (подготовка и проектирование): анализ, диагностика исходного уровня, создание нормативно-правовой базы, подбор цифровых инструментов, укрепление материально-технической базы;
–    основной этап (реализация и внедрение) и (сопровождение и поддержка): внедрение проекта «Цифровой дидактор» в образовательную деятельность ОО. Работа организационно-деятельностного блока модели «Цифровой дидактор»,
Нами также рассмотрены возможные риски (барьеры) запуска и реализации проекта. К ним можно отнести:
–    консервативность мышления педагогов;
–    низкая цифровая компетенция педагогов;
–    использование устаревших цифровых инструментов учителями;
–    неэффективная организация рабочего времени;
–    высокий уровень нагрузки педагога;
–    чрезмерное использование цифровых инструментов в ущерб предметному содержанию;
–    недостаточная материально-техническая база.
Для оценки эффективности и успешности проекта могут быть использованы следующие показатели:
–    доля педагогов, прошедших обучение в рамках проекта «Цифровой дидактор»;
–    доля педагогов-«цифровых тьюторов»;
–    доля педагогов, активно применяющих
Обсуждение и заключения
Таким образом, «Цифровой дидактор» будет сочетать в себе хорошо известные технологии (развивающее обучение, дифференцированное обучение, формирующее оценивание и т. д.) с цифровыми инструментами, расширяющими методический арсенал учителя, что позволит в цифровые инструменты, освоенные в рамках проекта (инвариантный уровень);
–    доля педагогов, активно применяющих цифровые инструменты, освоенные в рамках проекта (вариативный уровень);
–    доля обучающихся-«цифровых волонтеров»;
–    доля родителей (законных представителей).
«Цифровой дидактор» можно использовать в гибридном или смешанном обучении. Подобные формы обучения позволят сочетать преимущества традиционного взаимодействия педагога и обучающихся с возможностями, предоставляемой платформой «Цифровой дидактор». Данный симбиоз приведет к повышению мотивации у обучающихся, позволит разнообразить содержание занятий, создаст чувство общности у его участников, активизирует совместную поисковую деятельность, позволит эффективно контролировать деятельность заинтересованных лиц. Поэтому можно сказать, что «Цифровой дидактор» в цифровой образовательной среде будет являться универсальным. Он будет представлять из себя инновационный формат организации методической работы, который может быть реализован в различных образовательных площадках и применен для решения многих задач.

Список источников
1.    Лысак, И. В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И. В. Лысак // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 129–135.
2.    Кораблев А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. 2006. № 2. С. 37–39.
3.    Морозов А. В., Самборская Л. Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 43–48.
4.    Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 78–83.
5.    Петухова Е. И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 80–81.
6.    Рабинович П. Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству. М. : Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Физика-математика». 2014. № 4. С. 136–146.
7.    Тевс Д. П., Жирнова Д. А. Разработка методических рекомендаций по созданию дистанционных курсов в СДО MOODLE // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 1. С. 548–555.
8.    Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Создание интерактивной карты мероприятий для учащихся и родителей «e-mapschool» в Оренбургской области // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). С. 125–130.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf