Место кафедры философии в образовательном пространстве педагогического вуза

30.01.2023

Место кафедры философии в образовательном пространстве педагогического вуза

Место кафедры философии в образовательном пространстве педагогического вуза
Елена Анатольевна Мартынова, Зейналов Гусейн Гардаш оглы,
Евгения Васильевна Рябова
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия
martynovaelena56@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3552-9572
zggo@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9426-6349
riabova-e@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3437-6244

Аннотация. В статье представлены ключевые направления деятельности кафедры философии в образовательном пространстве Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева (МГПУ). В центре исследования – анализ опыта кафедры, деятельность которой направлена на подготовку высокопрофессиональных, конкурентоспособных педагогов. Авторами анализируются этапы развития структурного подразделения, рассматривается современное состояние кафедры, описываются механизмы и методики обучения и воспитания, способные решать задачи формирования широкого кругозора у обучающихся, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. В результате системного анализа выявлено значение кафедры философии в реализации учебно-методической, научной и воспитательной работы вуза.
Ключевые слова: кафедра философии, профессорско-преподавательский состав, основная деятельность, подготовка педагогов
Благодарности: работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ и МГПУ) по теме «Формирование мировоззренческой культуры студентов педагогического вуза». Для цитирования: Зейналов Г. Г., Мартынова Е. А., Рябова Е. В. Место кафедры философии в образовательном пространстве педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 1(49). С. 57–64. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_57.

The place of the Department of Philosophy in the educational space of a pedagogical University
Elena A. Martynova, Gusejn G. Zejnalov, Evgenia V. Ryabova
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
martynovaelena56@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3552-9572
zggo@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9426-6349
riabova-e@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3437-6244

Abstract. The article presents the key areas of activity of the Department of Philosophy in the educational space of the M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University (MSPU). The research focuses on the analysis of the experience of the department, whose activities are aimed at training highly professional, competitive teachers. The authors analyze the stages of development of the structural unit, consider the current state of the department, describe the mechanisms and methods of teaching and upbringing that can solve the problems of forming a broad outlook among students, a high intellectual level, systematic, logical and critical thinking, as well as the ability to see the interrelationships of objects and phenomena. As a result of the system analysis, the importance of the Department of Philosophy in the implementation of educational, methodological, scientific and educational work of the university has been revealed.
Keywords: department of Philosophy, teaching staff, main activity, training of teachers
Acknowledgements: the work was carried out within the framework of a grant for conducting research on priority areas of scientific activity of partner universities in network interaction (CHPU and MSPU) on the topic «Formation of the ideological culture of students of a pedagogical university».
For citation: Martynova E. A., Zeynalov G. G., Ryabova E. V. The place of the Department of Philosophy in the educational space of a pedagogical university. Gumanitarnie nauki i obrazovaniye = The Humanities and Education. 2022; 13(1-49):57-64.    https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_ 01_57.

Введение
В российской высшей школе базовой единицей учебного заведения традиционно является кафедра – основная ячейка и учебной, и научной деятельности. Являясь основной структурной единицей факультета в высшем учебном заведении, кафедра осуществляет подготовку будущих специалистов в рамках определенного профиля (специальности) и координирует научную работу в рамках конкретного исследовательского направления.
Кафедра философии (с 15.12.2021 права и философии) – одно из структурных подразделений ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (МГПУ). Она является преемницей кафедры марксизма-ленинизма (1963 г.), кафедры философии и политэкономии (1977 г.), кафедры философии и экономической теории (1992 г.), кафедры философии, социологии и экономической теории (1998 г.). В 2002 г. кафедра философии становится самостоятельным структурным подразделением вуза. В 2009 г. в связи со структурными изменениями института кафедра философии вошла в состав факультета истории и права. В декабре 2021 г. кафедра философии реорганизована в кафедру права и философии в структуре факультета истории и права. Развитие ее деятельности является составной частью стратегии развития вуза. На сегодняшний день кафедра права и философии осуществляет учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
Обзор литературы
Специальных исследований о кафедре философии Мордовского государственного педагогического университета на разных этапах ее становления мы не нашли, однако анализ источников показал, что имеется ряд публикаций, в которых эти вопросы освещаются опосредованно, а именно в статьях, посвященных развитию различных направлений МГПУ имени М. Е. Евсевьева. В статье Т. И. Шукшиной, Н. В. Бычкова, И. А. Зеткиной, В. И. Лаптуна, посвященной становлению и развитию высшего педагогического образования в Мордовии,
отмечается, что «...в 1960-е гг. в институте бы- ли открыты три новые кафедры: немецкого языка, марксизма-ленинизма, педагогики и психологии» [1]. Чуть ранее, в этой же работе указывается, что к началу 1936–37 учебного года вуз был полностью обеспечен преподавательским составом, в числе которых перечисляются передовые кадры научной интеллигенции, одним из первых среди которых авторы называют М. М. Бахтина – литературоведа, философа и культуролога, чья культурфилософская эрудиция и интуиция, безусловно, заложили основу для формирования в дальнейшем кафедры философии как самостоятельной единицы института [1].
Отдельные аспекты педагогической и научно-исследовательской деятельности кафедры нашли отражение в публикациях преподавателей. Ими, в частности, рассматриваются: роль и значение философии в системе гуманитарного знания (Е. А. Мартынова [2]), законы и закономерности в гуманитарном знании как методологическая проблема (С. И. Митина [3]), современная ситуация в образовании, которая предполагает создание языковой среды и установление различий между нормами специальных и естественных языков (Ж. Ю. Бакаева [4]), философское значение концепции устойчивого развития (Г. Г. Зейналов [5]), философские взгляды отечественного ученого, методолога науки В. И. Кемкина (Г. Г. Зейналов, И. Б. Виноградова [6]), логическая культура мышления в пространстве высшего педагогического образования (Е. Н. Чекушкина [7]), историческая логика взаимоотношений философской онтологии и науки (Г. А. Шулугина [8]), динамика инновационных процессов МГПИ (Г. Г. Зейналов [9]), социально-профессиональная мобильность педагогических кадров вуза (Г. Г. Зейналов [10]), особенности реализации программ аспирантуры (Е. А. Мартынова [11]), социальная компетентность – компонент развития инновационной личности педагога (Е. Н. Родина, Е. Н. Чекушкина [12]), интерактивное обучение как необходимое условие становления инновационного потенциала личности (Е. Н. Родина [13]), философские основания научных школ МГПУ имени М. Е. Евсевьева (Г. Г. Зейналов, Е. А. Мартынова [14]), активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса (Е. А. Мартынова, Е. В. Рябова [15]).
Материалы и методы
При подготовке материалов к публикации был проведен анализ архивных источников, теоретической и мемуарной литературы по проблеме становления кафедры философии Мордовского государственного педагогического университета. Обозначены этапы развития кафедры, определены современные направления деятельности. В процессе решения исследовательских задач использовались общенаучные методы: анализ, сравнение, обобщение, систематизация материала.
Результаты исследования
Созданию кафедры философии как самостоятельной структуры вуза предшествовала складывавшаяся в институте на протяжении многих лет традиция по формированию философских знаний. Прежде всего, необходимо отметить вклад коллектива преподавателей и сотрудников кафедры марксизма-ленинизма, которая была открыта в начале 1962/63 учебного года. На основании приказа Министерства просвещения РСФСР № 5-98 от 14 июня 1977 г. кафедра марксизма-ленинизма 1 сентября 1977 г. была разделена на кафедры: истории КПСС и научного коммунизма; философии и политэкономии. В 1992 г. последняя была переименована в кафедру философии и экономической теории. Первым заведующим кафедрой философии и политэкономии был доктор философских наук, профессор Виктор Иванович Кемкин.
Виктор Иванович Кемкин прожил недолгую жизнь, всего 50 лет (1947–1997), но за это время он успел войти в ряды основателей научной жизни и ярких представителей философской культуры Мордовии. Он ввел в научный оборот отечественной философии категорию «состояние», сделал все для подъема национальных кадров в области философии до общероссийского уровня. Создал научную школу по состоянию, выпустил четырех кандидатов наук и десяткам аспирантам дал путевку в научную жизнь. Впервые в научной жизни Мордовии окончил аспирантуру Института философии РАН СССР, там же защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Среди ученых Мордовии первым издал свои труды в центральных издательствах Москвы: «Высшая школа», «Советская энциклопедия» и журналах Академии наук СССР «Философские науки» и др. Был первым крупным методологом науки Мордовии, известным специалистом России в области философии по специальности «философия науки и техники». Природный дар его интеллекта позволял овладеть информационной глубиною смысла слова и мастерски оперировать этим в любой области философии науки по своему усмотрению.
Многие научные идеи, выдвинутые Виктором Ивановичем Кемкиным, для своего времени были инновационными для региональной и отечественной философской мысли. Они только разрабатывались и находили свое отражение в его статьях и монографиях.
После смерти В. И. Кемкина в ноябре 1997 года кафедру возглавляли в разное время канд. филос. наук, доцент Назиф Идрисович Еналеев; канд. эконом. наук, доцент Галина Алексеевна Крицкая; д-р социол. наук, профессор Владимир Александрович Писачкин; д-р филос. наук, профессор Наталья Ивановна Учайкина.
На основании приказа ректора № 960 от 14 декабря 1998 г. кафедра философии и экономической теории была переименована в кафедру философии, социологии и экономики, согласно приказу № 387 от 8 июня 2002 г. переименована в кафедру философии. В мае 2009 г. в связи со структурными изменениями института кафедра философии под руководством Елены Анатольевны Мартыновой, д-ра филос. наук, профессора вошла в состав факультета истории и права.
Статус кафедры в составе факультета истории и права дал основание для осуществления общего социально-гуманитарного образования как средства развития мировоззрения личности и становления ценностно-смысловых компонентов профессиональной компетентности студентов всех факультетов педагогического вуза. Это позволило преподавателям кафедры оказывать социально-гуманитарную поддержку студентам в образовательном процессе, мировоззренчески корректно решать педагогические проблемы. Результатом изучения системы дисциплин социально-гуманитарного цикла в университете стало также формирование у студентов готовности к профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях различного типа.
В целях оптимизации организационной структуры ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» и в соответствии с приказом № 1624 от 24.12.2021 кафедра философии реорганизована в кафедру права и философии путем слияния двух самостоятельно существующих кафедр.
На момент объединения кафедр в декабре 2021 г. в преподавательский состав кафедры философии входили: 5 докторов философских наук, профессоров (Е. А. Мартынова, Г. Г. Зейналов, С. И. Пискунова, Е. Н. Чекушкина, Ж. Ю. Бакаева), 3 кандидата философских наук, доцента (И. Б. Виноградова, Е. Н. Родина, Г. А. Шулугина).
Традиционно преподаватели кафедры реализовывали преподавание дисциплин блоков «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Философия, Культурология, Профессиональная этика) и «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (Концепции современного естествознания) ГОС ВПО 2-го поколения; дисциплин «гуманитарного, социального и экономического» (Философия, Культурология, Профессиональная этика), «математического и естественнонаучного» (Естественнонаучная картина мира) циклов ФГОС ВО и дисциплин по выбору студентов. С переходом обучения на стандарты 3 поколения ФГОС ВО 3++ преподаватели кафедры осуществляют преподавание дисциплин как базовой (Философия, Профессиональная этика, Культурология), так и вариативной (Логика, Социология) частей учебных планов с использованием как традиционных, так и инновационных образовательных технологий. Реализация дисциплин по кафедре обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое философское образование и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
В 2015 г. на базе кафедры философии был осуществлен первый набор в магистратуру по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Методология гуманитарного и обществоведческого образования, 2019 г. – Обществоведческое образование. К настоящему времени более 40 обучающихся получили квалификацию «магистр».
В 2018 году на базе кафедры философии была открыта новая направленность (профиль) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) – направленность (профиль) История. Обществознание. К настоящему времени более 100 обучающихся получают квалификацию «бакалавр» по этой направленности. Научно-исследовательская работа преподавателей представлена фундаментальными и прикладными исследованиями, ориентированными на:
–    развитие профессиональной компетентности будущего учителя;
–    интенсификацию деятельности по внедрению результатов НИР в учебный процесс;
подготовку проектов к конкурсам грантов различного уровня;
–    расширение научного сотрудничества с другими вузами;
–    участие преподавателей в международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях и семинарах;
–    научные публикации (статьи, монографии и т. д.).
С 2003 г. преподавателями кафедры были защищены 7 докторских диссертаций (Ф. А. Айзятов, Г. Г. Зейналов, Н. И. Учайкин, Е. А. Мартынова, С. И. Пискунова, Ж. Ю. Бакаева, Е. Н. Чекушкина).
Сфера научных интересов Г. Г. Зейналова, доктора философских наук, профессора кафедры философии – социальная философия. Научные исследования Г. Г. Зейналова посвящены проблемам устойчивого развития общества, регионологии, социальной экологии, экологического образования. Будучи работником педагогического вуза, много внимания уделяет исследованию теоретических проблем методики обучения и воспитания, философии образования, методологии образования и науки. Г. Г. Зейналов входит в состав редакционных коллегий нескольких научных журналов («Учебный эксперимент в образовании», «Гуманитарные науки и образование», «Наука Красноярья» и др.). Является членом диссертационного совета 33.2.011.01, созданного на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». Автор около 250 научных и учебно-методических работ, среди которых 6 монографий, 7 глав в монографиях, 3 учебных пособия для вузов, философский словарь для студентов, а также научные статьи, около 60 из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ. Имеет публикации в журналах Scopus. Под руководством Г. Г. Зейналова 3 аспиранта защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Был научным руководителем четырех грантов: 2 гранта РГНФ (Российского гуманитарного научного фонда) и 2 гранта Министерства образования и науки РФ. За успехи в научной и педагогической деятельности Г. Г. Зейналов награжден правительственными и отраслевыми грамотами. За заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных кадров ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Мордовия».
Сфера научных интересов Е. А. Мартыновой, доктора философских наук, профессора кафедры философии, – история русской философии, истории и теории культуры, этика. Научные исследования Е. А. Мартыновой посвящены выявлению своеобразия русской этической традиции, определению культурфилософских оснований русской религиозной метафизики, изучению противоречий русского самосознания, социокультурному анализу историко-философского опыта России, определению самобытности российского философствования конца XIX в., культурфилософской модели русской интеллигенции, объединяемой идеями «Вех» и ее репрезентации как одного из альтернативных направлений отечественной культуры, соотнесению основных черт интеллигенции с коренными особенностями российской действительности. Является членом диссертационного совета 33.2.011.01, созданного на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» и членом диссертационного совета Д 212.117.10 при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». Результаты научно-исследовательской деятельности Е. А. Мартыновой отражены в 5 монографиях, более чем 35 статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ, в статьях, входящих в базы данных Scopus и WoS. Под руководством Е. А. Мартыновой два аспиранта защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. За успехи в научной и педагогической деятельности она награждена правительственными и отраслевыми грамотами. За заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных кадров ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
Сфера научных интересов С. И. Пискуновой, доктора философских наук, профессора кафедры философии, – история и теория культуры, культурология, философия. Научные исследования С. И. Пискуновой посвящены исследованию феномена философского эго-текста в культуре, изучению классификации, структурных особенностей и культурологических характеристик философских эго-текстов, анализу специфики языка философского эго-текста, выявлению культурологического ресурса жанра в системе философского эго-текста и созданию репрезентативной модели философского эго-текста в культуре. Результаты научно-исследовательской деятельности С. И. Пискуновой отражены в четырех монографиях, более чем 40 статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ, в статьях, входящих в базы данных Scopus и WoS. Под ее руководством два аспиранта защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. За успехи в научной и педагогической деятельности С. И. Пискунова награждена правительственными и отраслевыми грамотами, ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
Сфера научных интересов Е. Н. Чекушкиной, доктора философских наук, профессора кафедры философии, – социальная философия, логика, этика, профессиональная этика. Научные исследования Е. Н. Чекушкиной посвящены философскому анализу социальной рефлексии, изучению самосознания, саморазвития, самосовершенствования личности, творческих, диалогических процессов, коммуникации, рефлексивных моментов духовного производства и функционирования общественного сознания. За период научно-педагогической деятельности ею издано более 110 публикаций: 7 монографий, 45 научных статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ, 4 научные статьи в зарубежных журналах, входящих в базы данных Scopus и WoS, более 43 научных статьей в журналах, входящих в российскую индексируемую базу РИНЦ, 3 главы в коллективных монографиях. Автор более 15 учебно-методических работ. За успехи в научной и педагогической деятельности Е. Н. Чекушкина награждена правительственными и отраслевыми грамотами, имеет благодарность Главы Республики Мордовия.
При кафедре функционирует аспирантура по следующим направленностям (профилям): онтология и теория познания (руководитель профессор Е. А. Мартынова); социальная философия (руководители профессор Г. Г. Зейналов); теория и история культуры (руководитель профессор С. И. Пискунова). За эти годы обучение в аспирантуре прошло несколько десятков аспирантов по очной и заочной формам обучения,
14 человек в разные годы успешно защитили диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук.
На кафедре философии регулярно проводятся научно-практические конференции и семинары, по результатам работы которых издаются сборники научных статей:
–    2017 г. – региональная научно-практическая конференция «Методология гуманитарного знания»;
–    2018 г. – Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы социогуманитарного образования» (Кемкинские чтения);
2019 г. – Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы науки и образования. Кемкинские чтения»; – 2021 г. – Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы науки и образования».
Кафедра участвует в разработке и реализации научно-исследовательских проектов. В период с 2003 по 2021 гг. преподавателями кафедры было выиграно 7 проектов федерального уровня (РГНФ, Министерства образования и науки РФ, ФЦПРО), в рамках которых выполнялись поисковые научно-исследовательские работы по различным тематикам социально-философской направленности. По итогам научно-исследовательской работы членами кафедры с 2003 по 2021 гг. было опубликовано 30 монографий, 17 тематических сборников научных трудов; 35 учебников и учебных пособий, более 150 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ; более 20 статей, входящих в зарубежные базы данных Scopus и WoS.
Большое внимание на кафедре уделяется организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся на различных факультетах МГПУ. Данное направление реализуется через организацию деятельности различных проблемных групп и кружков; подготовку студентов к участию в научно-практических студенческих конференциях, конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу; проведение олимпиады по философии; стимулирование совместной научной работы преподавателей, аспирантов и студентов. На кафедре функционируют научно-исследовательские студенческие объединения: «Философия научного открытия» (руководитель – профессор Г. Г. Зейналов), «Высшие нравственные ценности» (руководитель – доцент И. Б. Виноградова), «Паблик рилейшенз» (руководитель – доцент Е. Н. Родина). Под руководством Е. Н. Родиной работает студенческий дискуссионный философский клуб, посвященный актуальным проблемам нравственного воспитания молодежи. Традиционно дважды в течение учебного года проводятся внутривузовская олимпиада по философии и конкурс творческих студенческих работ по актуальным мировоззренческим проблемам современности. Лучшие научно-исследовательские работы студентов отправляются на республиканские и всероссийские конкурсы, где их авторы успешно завоевывают призовые места.
Обсуждение и заключения
Таким образом, кафедра философии до момента своего объединения с кафедрой правовых дисциплин прошла достаточно долгий период в своем развитии. Она находилась у истоков образования вуза и внесла определенный вклад в подготовку педагогических кадров. Включение в соответствующие философские курсы проблем фундаментальных основ человеческого бытия, историко-культурного опыта, совершенствования механизма мышления, межличностных отношений и общечеловеческих ценностей, безусловно, способствовало решению комплексных профессиональных задач и помогало формировать личность, характеризующуюся духовно- нравственной культурой, внутренней свободой, креативностью.

Список источников
1.    Шукшина Т. И., Бычков Н. В., Зеткина И. А., Лаптун В. И. Становление и развитие высшего педагогического образования в Мордовии // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 8–14.
2.    Мартынова Е. А. Философия в системе гуманитарного знания // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 2 (2). С. 62–64.
3.    Митина С. И. Специфика гуманитарного знания: проблематика законов и закономерностей // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 1 (1). С. 28–32.
4.    Бакаева Ж. Ю. Информационно-языковая среда образовательного процесс // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6). С. 61–66.
5.    Зейналов Г. Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1 (5). С. 51–56.
6.    Зейналов Г. Г., Виноградова И. Б. Неклассическая диалектика философии В. И. Кемкина // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С. 76– 78.
7.    Чекушкина Е. Н. Развитие логической культуры мышления в пространстве высшего педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4 (16). С. 116–120.
8.    Шулугина Г. А. Некоторые аспекты взаимодействия философской онтологии и науки // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 4 (20). С. 108– 113.
9.    Зейналов Г. Г., Стародубцева Л. В. Динамика инновационных процессов в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 35–38.
10.    Зейналов Г. Г., Мартынова Е. А. Ценностно-ориентированный подход как основа в решении проблем социально-профессиональной мобильности педагогических кадров вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 18–21.
11.    Водясова Л. П., Шукшина Т. И., Мартынова Е. А., Уткина Т. В., Особенности реализации программ аспирантуры ка уровня высшего образования в педвузе // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 35–41.
12.    Родина Е. Н., Чекушкина Е. Н. Социальная компетентность – компонент развития инновационной личности педагога // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2017. Т. 6. № 1(А). С. 158–167.
13.    Родина Е. Н. Интерактивное обучение как необходимое условие становления инновационного потенциала личности // Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 3 (87). С. 8–13.
14.    Зейналов Г. Г., Мартынова Е. А. Философские основания научных школ МПГУ имени М. Е. Евсевьева // Национальное здоровье (Философские науки). 2020. № 4. С. 153–157.
15.    Мартынова Е. А., Рябова Е. В. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса // Социальная педагогика в России. 2021. № 1. С. 28–33.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf