Развитие обучающих и технологических ресурсов в образовательной среде организации дополнительного профессионального образования

14.02.2023

Развитие обучающих и технологических ресурсов в образовательной среде организации дополнительного профессионального образования

Развитие обучающих и технологических ресурсов в образовательной среде организации дополнительного профессионального образования
Валерия Евгеньевна Михайлова, Владимир Иванович Гам
Многопрофильная Академия непрерывного образования, Омск, Россия
msvomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5575-2312
https://orcid.org/0000-0002-6310-2499

Аннотация. Предметом исследования в статье являются характеристики дидактического и инструментально-технологического оснащения организации дополнительного профессионального образования. С использованием методов анализа образовательной практики, систематизации и обобщения представлены характеристики и структурные элементы образовательной среды Многопрофильной академии непрерывного образования в области повышения квалификации педагогических работников. Выяснено, что в основе дидактического обеспечения – разработка и реализация электронного курса, который может быть спроектирован с учетом когнитивного подхода, путем выделения элементов предметной области. Показано, что дидактический потенциал курса может быть раскрыт через построение классификационных схем и идеографических описаний ключевых понятий курса. Обновление технологического обеспечения задает требования к реализации дистанционных, модульных, интерактивных технологий. Статья конкретизирует комплекс требований в организации ДПО, которая обеспечивает цифровое обучение слушателя в разных модальностях, дифференциацию обучения, экспертную оценку и контроль.
Ключевые слова: дидактическая система, интерактивность, модель предметной области, проектирование содержания, когнитивный подход, электронный контент, система тестирования
Для цитирования: Михайлова В. Е., Гам В. И. Развитие обучающих и технологических ресурсов в образовательной среде организации дополнительного профессионального образования // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 1 (49). С. 65–69. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_65.

Development of educational and technological resources in the educational environment of the organization of additional vocational education
Valeriia E. Mikhailova, Vladimir I. Gam
Multidisciplinary Academy of continuing Education, Omsk, Russia
msvomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5575-2312
https://orcid.org/ 0000-0002-6310-2499

Abstract. The subject of the study in the article is the characteristics of didactic and instrumentation and technological equipment for the organization of additional vocational education. Using the methods of analysis of educational practice, systematization and generalization, the characteristics and structural elements of the educational environment of the Multidisciplinary Academy of Continuing Education in the field of advanced training of pedagogical workers are presented. It was found that the basis of didactic support is the development and implementation of an electronic course, which can be designed taking into account a cognitive approach, by highlighting elements of the subject area. It is shown that the didactic potential of the course can be revealed through the construction of classification schemes and ideographic descriptions of key concepts of the course. Updating the technological software sets the requirements for the implementation of remote, modular, interactive technologies. The article specifies a set of requirements in the AVE organization, which provides digital training for the student in various modalities, differentiation of training, expert evaluation and control.
Key words: didactic system, interactivity, domain model, content design, cognitive approach, electronic content, testing system
For citation: Mikhailova V. Е., Gam V. I. Development of educational and technological resources in the educational environment of the organization of additional vocational education. Gumanitarnie nauki i obrazovaniye = The Humanities and Education. 2022; 13(1-49):65-69. https://doi.org/10.51609/ 2079-3499_2022_13_01_65.
Введение
Развитие различных форм открытого образования (дистанционное обучение, электронное, онлайн-образование, использование информационных технологий и сетевых средств), а также информационные контенты, находящиеся в свободном доступе, существенно меняют среду, содержание, инструментально-методическое оснащение дополнительного профессионального образования. Область нашего интереса – повышение эффективности ДПО за счет использования новых информационных технологий, средств телекоммуникаций, создания баз электронных учебных и контрольно-измерительных материалов. Это определяет нашу задачу, показать, как через технологические ресурсы получают воплощение общие тенденции электронной стандартизации образовательных процессов, как происходит развитие образовательной среды ДПО.
Обзор литературы
Успешный опыт организаций ДПО в России и за рубежом основывается на модернизации программ, новых принципах и подходах к образовательному процессу (Д. Норт, Э. Гидденс, В. В. Иноземцев). В. А. Трайнев, С. Н. Лапшина, С. В. Буцык полагают, что образование, решающее проблему своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в качественно новой информационной среде будет характеризоваться новыми методическими и технологическими ресурсами [1]. Черты нового образовательного пространства ДПО (открытость, нацеленность на продукт, функционализм, виртуальное взаимодействие), по мнению С. В. Ивановой, А. Блита, требуют другой организации обучения и меняют модель поведения субъектов.
Современные информационные технологии обуславливают открытость единого образовательного пространства ДПО и в определенной степени, обеспечивают его целостность, опосредуя сетевой характер быстрых, продуктивных и бесшовных взаимодействий в рамках сотрудничества.
Одной из основных задач организации дополнительного профессионального образования Многопрофильной академии непрерывного образования является дополнительное образование педагогов, воспитателей, преподавателей, административно-управленческого состава образовательных организаций. Ежегодно в Академии на двух факультетах проходят обучение от 3 до 4,5 тыс. слушателей по 240 учебным программам повышения квалификации и 10–12 программам переподготовки. Образовательная деятельность осуществляется в очной, очно-заочной, заочной с применением дистанционных технологий формой, а также в форме электронного обучения. В то же время мы стараемся регулярно актуализировать содержание своих программ, повышая их практико-ориентированность, инновационность, внедряя современные образовательные техно- логии. Ежегодно в Академии обновляется от 20 % до 25 % учебных программ повышения квалификации, внедряются современные образовательные и информационные технологии, в том числе «облачные».
Материалы и методы
В исследовании использовались следующие методы: наблюдения, метод анализа образовательной практики, систематизации и обобщения.
Результаты исследования
Целостность процесса дополнительного профессионального образования в АНПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования» г. Омска обеспечивается конструированием обучающей (дидактической) системы, которая характеризуется единством функционирования, внутренней упорядоченностью компонентов и учетом специфики субъектов. Так, например, изменился педагог как слушатель, как субъект, входящий в образование, изменилась и его образовательная субъективность. Дидактическая система представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств, технологий, организационных форм обучения), причем каждая ее часть – в той или иной мере претерпела изменения [2]. Основу технологического обеспечения составляет комплекс технологий: дистанционных, модульных, интерактивных, традиционных. К этому перечню можно добавить и компьютерные технологии, связанные с созданием новых средств обучения и хранения знаний [3].
В первую очередь изменения в Академии коснулись содержания образования. Прежде всего, это интенсивное внедрение электронного обучения. Разработка учебного контента весьма трудоемка, ее необходимо оптимально распределять между преподавателем-разработчиком и специалистом ЭО. Для этого был создан план подготовки ЭОР сотрудниками Академии. Например, разработчик высокоэффективных мультимедийных обучающих программ по какой- либо области (дошкольное образование, общее образование, менеджмент и т. д.) должен быть специалистом не только в своей предметной области. В определенной степени он должен быть постановщиком и сценаристом, дизайнером и создателем звукового сопровождения, специалистом в области информационных технологий, гигиены зрения и слуха, педагогики и психологии. Таким образом, процесс разработки высококачественного электронного контента находится на стыке разных специальностей, требует от авторов высокой квалификации, немалого таланта, весьма значительных затрат времени и сил. Как показывает практика, обучить профессорско-преподавательский состав достаточно сложно. В Академии специалист IT-отдела, получая учебные материалы от преподавателя, загружает их на платформе LMS Moodle, преобразуя в электронный курс. Появилась практика совместного проектирования, когда группа преподавателей из 2–4 человек разрабатывает сразу несколько взаимоувязанных УМК по разным учебным дисциплинам.
Рассмотрим некоторые примеры, иллюстрирующие используемые подходы к моделированию в процессе обучения учебных действий интерактивного типа на материале электронного курса дисциплины гуманитарного цикла. Для запуска работы предварительно строится модель предметной области (ПО), включающая основные концепты и отношения, в данном случае педагогики, в которой должны содержаться: система понятий учебного курса, дифференцирующие признаки и связи между понятиями (как иерархические, так и линейные), объекты ПО, типы связей между объектами [4]. Нами используется подход, называемый структурным (или когнитивным), он осуществляется путем выделения элементов предметной области, их взаимосвязей и семантических отношений, причем представление знаний в конкретной предметной области происходит через различные модели в электронной среде: «тройки» (объект-атрибут-значение); логические модели; фреймы, сетевые модели. Данные модели воспроизводят элементы подсистемы семантической памяти обучающегося. Эти позиции изложены в концепции семантических сетей М. Р. Квиллиана, согласно которой взаимосвязь понятий является иерархической – от конкретных понятий к более абстрактным. Это значит, что, с одной стороны, существует логика формирования знаний, с другой – способы формирования семантической памяти через цепочку понятий, классы объектов и ситуаций.
Таким образом, при проектировании электронного курса в программной оболочке используются логические средства формирования понятий, средства структурированности знаний. Непосредственно обучение и переработка информации реализуется через решение проблем- но-ориентированных учебных задач, раскрывающих смысл изученного материала. Усвоение логической структуры определения понятия означает предварительную мыслительную работу и связано с процессами анализа, абстрагирования, умозаключений. Это значит, что должна быть создана опора для усвоения логической структуры понятия: это задания на выявление центральных понятий и второстепенных, задания на выведение признаков или ассоциаций понятия, введения объекта с соответствующими характеристиками под понятие, задач на построение схем распознавания понятий. В качестве возможных методических приемов можно предложить:
–    использование модели информационного тезауруса для упорядочения понятийной базы изучаемой дисциплины;
–    опору на индивидуальную рефлексию и апеллирование к личному опыту субъекта учения в процессе изучения материала курса;
–    «перекодирование» учебной информации из одной формы ментальной репрезентации в другие.
Кроме иерархических описаний, удобной формой упорядочивания понятий электронного курса являются тезаурусные идеографические описания ключевых понятий учебной дисциплины. На базе рассматриваемых видов структурирования материала в электронном курсе можно разрабатывать интерактивные задания:
–    на синтезирование и интегрирование изучаемого материала;
–    объединение понятий в более широкие сети (по смысловым характеристикам, специфическим для конкретной области знаний);
–    решение профессионально ориентированных кейсов;
–    обеспечение выполнения конкретных заданий исследовательского характера, в т. ч. на совмещение понятий; на дополнение классификаций недостающими элементами; на ассоциирование понятий по заданным признакам [5].
Реализация электронного курса предполагает использование расширенного пакета, который включает в себя видеозаписи лекций с раз- бором тем и ответами на вопросы, видеолекции с графическими структурами, фотоматериалами, комбинированными слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой, видеоклипами. Внедряется ряд инструментов, создающих среду применения интерактивному электронному контенту:
–    информационно-коммуникационные технологии: телеконференции, аудиоконференции, видеоконференции и компьютерные телеконференции;
–    технологии активизации ресурсов культурно-исторического опыта, создания позитивной атмосферы взаимодействия: сторителлинг, смартмоб, технологии событийной педагогики.
К этому перечню можно добавить и компьютерные технологии, связанные с созданием новых средств обучения и хранения знаний, которые обеспечивают:
–    мультимодальное кодирование или перекодирование учебного материала;
–    дифференциацию заданий, предусмотренных для самостоятельного изучения материала курса и предъявляемых в разных модальностях средствами интерактивности, мультимедиа, моделинга;
–    индивидуального исследования через гипертекстовые, гипермедиа и моделирующие ресурсы;
–    предоставление обучающимся регулярной обратной связи относительно результатов через комментарии и оценку выполненных работ.
Особым блоком является организация тестирования, которое запускается одной из двух систем тестирования: WebCT – для дистанционных занятий, АСТ – для всех других, кроме дистанта. Программы тестирования позволяют на высоком качественном уровне осуществлять оценку знаний в процессе обучения слушателей.
Дополнением к развитию технологических средств выступает развитие информационных структур, например, Авторских инструментальных средств (систем). Универсальные АИС обеспечивают динамику изображений, моделирование визуализированных результатов; звуковое сопровождение; поддержку видеоизображения, а также функционирование программ в автономном режиме.
Обсуждение и заключения
Организация ДПО обязана постоянно развивать свой потенциал в соответствии с конъюнктурными тенденциями и осуществлять поиск новых механизмов развития наметившихся стратегий открытости и интеграции, двигаться в сторону исследований различных методов преподавания. Полагаем, что при этом будут появляться: средства дидактической поддержки слушателей, отвечающие основным принципам обучения; более совершенные технологические средства управления общением, коммуникацией в автоматизированной среде.
Список использованных источников
1.    Буцык С. В. «Цифровое» поколение в вузах и школах российского региона: настоящее и будущее // Стратегические приоритеты. 2018. № 4 (20). С. 136– 145.
2.    Жук А. И. Информационно-образовательная среда педагогического университета нового типа // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды : материалы между- нар. науч. конф., Минск, 22–25 октября 2014 г. / отв. ред. В. В. Казаченок. Минск : Изд-во Белорусского гос. ун-та, 2014. С. 163-169. URL: https://elib.bspu.by/ bitstream/doc/12935/1/инф.-обр.среда%2cс.163-169. pdf (дата обращения: 10.01.2022).
3.    Макаров А. В. Инновационные образовательные системы в высшей школе: проблемы качественного развития // Высшая школа. 2018. № 2. С. 15–18.
4.    Дзюбенко О. Л., Кузнецов А. А. Когнитивное обеспечение образовательной деятельности кафедры военного вуза // Наука и практика в образовании. 2021. № 4 (6). С. 3–14. URL: https://doi. org/10.54158/27132838_2021_4_3 (дата обращения: 10.01.2022).
5.    Носенко Э. Л., Салюк М. А. Клинические аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования // Клиническая и специальная психология. 2012. № 2. C. 66–73. URL: https://psyjournals.ru/files/52635/psyclin_2012_2_ Nosenko_Salyuk.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf