Современные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

28.02.2023

Современные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Современные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Инесса Феликсовна Мусаелян

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, maretti@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8604-6733

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования современных технологий в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. Представлено описание обучающих онлайн-программ, их апробация в условиях образовательного процесса, результаты педагогического эксперимента, которые доказывают эффективность их применения. Цель данной статьи – продемонстрировать возможности современных технологий, используемых для повышения эффективности изучения иностранного языка, а также рассмотреть сложности выбора оптимальных информационных инноваций, необходимых для повышения качества подготовки студентов. В данной работе наряду с такими теоретическими методами исследования, как планирование и разработка процесса внедрения информационных технологий в преподавание иностранных языков, автор использует эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, экспериментальная работа и методологический анализ. Современные технологии играют ключевую роль в изучении и преподавании иностранных языков. В настоящее время глобальный характер распространения информационных инноваций определяет многообразие способов их внедрения в образовательный процесс. Умение преподавателей высшего учебного заведения продемонстрировать важность использования современных инновационных технологий в изучении иностранных языков способствует повышению качества усвоения учебного материала студентами и развитию их профессиональных компетенций. Всесторонняя цифровизация образовательной среды определяет новый вектор развития процесса обучения иностранному языку. Актуальность рассматриваемого вопроса указывает на необходимость продолжения данного исследования и разработки практических рекомендаций в части создания мультимедийных и тестовых программ в неязыковом вузе.
Ключевые слова: современные технологии, преподавание иностранных языков, неязыковой вуз, онлайн обучение, цифровизация образования
Для цитирования: Мусаелян И. Ф. Современные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 1 (49). С. 70–74. https://doi. org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_70.

Modern technologies in teaching a foreign language in non-linguistic departments
Inessa F. Musaelyan
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, maretti@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8604-6733

Abstract. The article touches upon the issue of using modern technologies in teaching foreign languages in non-linguistic departments. It also presents a description of online training programs, their testing in the educational process, the results of a pedagogical experiment that prove the effectiveness of using modern technologies. The purpose of this paper is to show the possibilities of modern technologies that are used to improve the effectiveness of learning a foreign language, as well as to consider the difficulties of finding the optimal informative innovations that are necessary to improve students` level of preparation. The author uses the main theoretical research methods, such as planning and development of the process of introducing modern information technologies in the teaching of foreign languages. Among the empirical methods the following ones are stressed: observation, survey, testing, experiment and methodological analysis. Modern technologies play a key role in the process of learning and teaching foreign languages. Nowadays the global way of expansion of informative innovations defines the range of technologies used in the educational process. The ability of a teacher of higher education to demonstrate the importance of using modern information technologies in learning foreign languages contributes to the quality improvement of learning materials and the development of students’ professional competences. The digitalisation of education determines the new vector of the development of teaching foreign languages. The actuality of the issue emphasizes the necessity to continue the scientific research and work out practical recommendations, namely creating multimedia and testing programmes in non-linguistic departments.
Keywords: modern technologies, teaching foreign languages, non-linguistic departments, e-learning, digitalisation of education
For citation: Musaelyan I. F. Modern technologies in teaching a foreign language in non-linguistic departments. Gumanitarnie nauki i obrazovaniye = The Humanities and Education. 2022; 13(1-49):70-74. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_01_70.

Введение
Основные тенденции дальнейшего развития человечества – глобализация и цифровизация – оказывают колоссальное влияние на все сферы деятельности современного общества. Процесс всесторонней интеграции экономической и политической среды определяет необходимость эффективного использования единого средства коммуникации. Возрастание важности создания и поддержания связей в международных масштабах способствует росту потребности во владении иностранными языками.
Подобная трансформация действительности может быть рассмотрена в качестве ключевой предпосылки модернизации процесса преподавания дисциплины «Иностранный язык». Глобальная цифровизация всех аспектов жизнедеятельности определяет направление дальнейшего развития образовательного процесса в сторону повсеместного использования инновационных технологий. Внедрение современных информационных продуктов в практике преподавания иностранных языков способствует улучшению общего качества обучения студентов неязыковых вузов. Предоставление возможности размещения учебных материалов на специализированных цифровых платформах с открытым доступом наряду с оптимизацией процесса контроля знаний студентов приводит к повышению уровня усвоения полученных знаний в процессе изучения иностранного языка.
Объект данной работы – оптимизация методов преподавания иностранного языка за счет внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс.
Предмет исследования – методы изучения иностранного языка и их совместное использование с современными технологиями, а также способы, с помощью которых инновационные технологии способствуют эффективному обучению иностранному языку студентов-нелингвистов.
Основная цель работы состоит в рассмотрении возможности модернизации процесса обучения иностранных языков, проводимой посредством использования современных информационных технологий, способствующих повышению качества обучения студентов неязыкового вуза.
Изменение вектора развития современного общества определяет новые целевые ориентиры и задачи высших учебных заведений, выраженные в улучшении методики преподавания иностранных языков, формировании новых инструментов, методов обучения и расширении информационно-технологического обеспечения. Трансформация системы ценностей специализированных и неязыковых вузов демонстрирует необходимость изменения роли технического обеспечения образовательного процесса и его позиционирования в качестве необходимого инструмента модернизации образовательной среды [1].
Обзор литературы
Вопрос внедрения информационных продуктов в процесс обучения иностранного языка является темой многочисленных работ российских ученых. В основе трудов таких специалистов, как Ю. В. Егоров, Е. М. Рубан, А. С. Варламова лежит идея о том, что современные технологии способствуют развитию методов обучения и знаний учащихся [2]. По мнению Г. О. Корзан, использование инновационных продуктов предоставляет студентам возможность организовать процесс обучения иностранного языка наиболее удобным для них способом и получить удаленный доступ к многочисленным дополнительным учебным материалам. Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина уточняют, что повсеместное внедрение инновационных технологий привело к появлению новых инструментов, подходов и стратегий в преподавании и изучении иностранных языков [3].
В настоящее время многие исследователи полагают, что современные технологии могут быть рассмотрены в качестве учебного инструмента в формировании и совершенствовании навыков. С точки зрения В. А. Ефременко, инновации оказывают положительное влияние на процесс взаимодействия преподавателя со студентами, способствуют коммуникации и помогают самовыражению учащихся [4].
Информационные и коммуникационные технологии активно внедряются в изучение иностранных языков и становятся важным элементом учебной среды. Однако возможность использовать технические достижения не всегда соответствует способности интегрировать их в преподавание и изучение иностранного языка. Иногда студенты обладают большими техническими знаниями, чем преподаватели, и более умело используют компьютерные технологии. Внедрение ИТ на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью образовательного процесса, дополняющей традиционную форму обучения.
Материалы и методы
При проведении данной исследовательской работы использованы такие теоретические методы, как анализ профессиональной педагогической литературы, интернет-источников и программно-методической документации, синтез, проектирование и прогнозирование. Ключевым эмпирическим методом, составляющим основу выполнения работы, является педагогическое наблюдение. Для построения концепции исследования были применены различные современные методы, используемые в научных работах, а именно: описание, анализ, синтез и сравнение. На заключительном этапе исследования была проведена экспериментальная работа и представлены результаты проведенного эксперимента, целью которого было продемонстрировать возможности современных технологий, используемых для повышения эффективности изучения иностранного языка.
Результаты исследования
Наиболее активными пользователями компьютеров являются молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, из которых 82,8 % и 88,1 % соответственно имеют доступ к сети Интернет и пользуются цифровыми устройствами практически каждый день. Массовое использование мобильных устройств (мобильных телефонов, персональных компьютеров) способствует повышению привлекательности языковых приложений среди большого числа пользователей. Информационные технологии оказывают влияние на динамичность образовательного процесса и являются современным инструментом, сокращающим дистанцию между студентами и преподавателем.
В ходе выполнения научного исследования нами были разработаны мультимедийные продукты, используемые в дальнейшем для преподавания и изучения иностранного языка в неязыковом вузе. К основным мультимедийным продуктам, созданным в ходе выполнения исследования, можно отнести электронные обучающие платформы и блоги, используемые в качестве презентации информации, а также проведения контроля знаний студентов.
В данной статье рассматривается вопрос внедрения инновационных технологий в процесс преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. В следующей таблице представлены основные мультимедийные продукты, используемые в обучении иностранному языку, и их краткая характеристика.
Обозначим некоторые из современных технологических инструментов, которые могут быть использованы в учебном процессе:
•    речевые инструменты для учителей: «Announcify», «Chrome Speak», «DSpeech», «FoxVox», «PowerTalk»;
•    инструменты для подкастов: «Audacity», «Easypodcast», «Podomatic», «SoundCloud», «VozMe»;
•    инструменты для опросов и викторин: «Addpoll», «Google Forms», «Pollhost», «Wufoo»;
•    инструменты для выполнения упражнений и тестирования: «Kahoot», «Socrative»;
•    онлайн-обучающие платформы: «Padlet», «Nicenet», «Canvas».
На завершающем этапе исследования была проведена экспериментальная работа с использованием ИТ по определению степени влияния мультимедийных технологий на успеваемость студентов. Респондентам было предложено анонимно заполнить анкеты с помощью своих смартфонов. Цель опроса состояла в том, чтобы оценить мотивацию студентов на занятиях, получить информацию о том, в какой области изучения английского языка возникают наибольшие трудности – аудирование, говорение, чтение, письмо. Основная задача анкетирования – оценить отношение студентов к применению цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.
Согласно результатам опроса 57,3 % от общего числа респондентов отметили важность изучения иностранного языка как средства коммуникации с представителями разных национальностей и культур. Отвечая на вопрос «Какие из областей изучения иностранного языка являются для Вас наиболее проблематичными?», 59 % опрошенных студентов отметили, что в основном трудности возникают в навыках восприятия – чтения (27 %) и аудирования (32 %). Также проведенный опрос среди студентов неязыкового вуза продемонстрировал повышенную роль цифровизации в образовательном процессе – 74,4 % респондентов отметили, что используют информационные технологии в изучении иностранного языка.
Обсуждение и заключения
Современные информационные технологии являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности студентов-нелингвистов. Глобальная тенденция цифровизации обусловливает необходимость повышения цифровой грамотности обучающихся в целях открытия перед собой новых профессиональных возможностей [5].
В статье акцентируется внимание на необходимости использования различных информационных технологий, направленных на развитие и совершенствование языковых навыков и умений студентов-нелингвистов. Применение современных технологий не только делает процесс изучения иностранного языка более эффективным и действенным, но и предлагает инструменты, которые могут легко имитировать реальные рабочие ситуации, предоставляя обучающимся возможность получить и практиковать необходимые профессиональные компетенции. Цифровые инновации, социальные мультимедиа и другие инструменты играют важную роль в преподавании иностранных языков, и вносят значительный вклад в развитие данной области [6].
Настоящее исследование дает новое представление об использовании информационных технологий в образовательной среде, предлагая преподавателям интегрировать различные технологии в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе.
Список источников
1.    Фомина Т. Н., Зеленова Т. Г. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2003. С. 148–153.
2.    Егорова Ю. В., Рубан Е. М., Варламова А. С. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Мининского ун-та. 2016. № 4. С. 29–41.
3.    Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : Academia, 2008. 254 с.
4.    Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 18–21.
5.    Филиппова Е. В. Оптимизация подготовки студентов вузов к научной дискуссии на иностранном языке // Современные технологии обучения иностранным языкам : сборник научных трудов. Улья- новск, 2018. С. 51–54.
6.    Артюхина М.С. Интерактивные технологии в контексте современной гуманитарно-ориентированной системы образования // В мире научных открытий. 2014. № 3 (54). С. 38–49.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf