Графический диктант.
Ученики не записывают слова, предложения, а только графически обозначают изученные орфограммы, значимые части диктуемых слов, члены предложения, структуру предложений и т.д.
Например, тема «Род имен существительных».
Предлагаюся ряд слов: солнце, земля, день, тетрадь, окно, трава, село, мама, папа, смелость. Дети их обозначают знаками: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 с ж м ж с ж с ж м ж
Перед проведением диктанта оговариваем с детьми критерии оценивания (алгоритм): за 9-10 правильных ответов ставим «5»; за 8 – «4»; за 6-7 - «3», за 5 – «2». После проведения диктанта проводим самооценку или взаимопроверку путем обмена тетрадями, после которой – взаимооценивание
.