Просмотр методического приема

Диктант

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Диктант
Описание:
      Согласно общепринятому определению, диктант (от лат. dicto - диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным - в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после. Наиболее распространённые виды обучающих диктантов – выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант.   
        При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом - учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения.         Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. В качестве текстов диктанта чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
Формируемые УУД:

регулятивные:
  – последовательная реализация поставленной задачи;
  – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  – пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
  – извлечение необходимой информации из различных источников;
  – использование извлеченной информации;
  – выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
  – чтение текстовой инструкции;
  – разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
  – формулирование мыслей в письменной форме.

 

Пример использования:

   Графический диктант.
Ученики не записывают слова, предложения, а только графически обозначают изученные орфограммы, значимые части диктуемых слов, члены предложения, структуру предложений и т.д.
    Например, тема «Род имен существительных».
Предлагаюся ряд слов: солнце, земля, день, тетрадь, окно, трава, село, мама, папа, смелость. Дети их обозначают знаками:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 с  ж м ж  с  ж  с ж  м  ж
   Перед проведением диктанта оговариваем с детьми критерии оценивания (алгоритм): за 9-10 правильных ответов ставим «5»; за 8 – «4»; за 6-7  - «3», за 5 – «2». После проведения диктанта проводим самооценку или взаимопроверку путем обмена тетрадями, после которой – взаимооценивание
.