Просмотр методического приема

Диктант

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок рефлексии
Этап урока:
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Диктант
Описание:

Согласно общепринятому определению, Диктант (от лат. dicto - диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным - в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после. Наиболее распространённые виды обучающих диктантов – выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом - учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. В качестве текстов диктанта чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).

Формируемые УУД:

регулятивные:

– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– предвосхищение результата и уровня усвоения;

познавательные:

– умение формулировать вопросы;

– нахождение главного в большом объеме учебного материала;

– установление причинно-следственных и логических связей;

– построение умозаключений;

– умение сравнивать и анализировать.

коммуникативные:

– умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Пример использования:


Итоговый контрольный диктант проводится в конце четверти или года. В нём не должно быть слов на неизученные правила, если они встречаются, то их надо записать на доске.

Методика проведения. Учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения понимания смысла. Затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют его про себя и записывают. После того, как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

Эффективные приёмы на закрепление диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» — лист тетради делится на две части: 1) умею писать (+) 2) не знаю, сомневаюсь (?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю; диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» — словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатываются потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др.