Просмотр методического приема

Кластер

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Кластер
Описание:

 Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина идей», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
  Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
  Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
  На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
  На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
  На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
  Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Формируемые УУД:

регулятивные:
– внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
познавательные:
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные:
– умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Пример использования:

  Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, например, Имя существительное. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые подходят для выбранной темы. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
  Например, Имя существительное - часть речи – предмет -       одушевленное -собственное – нарицательное - склонение - падеж…