Просмотр методического приема

Побуждающий диалог

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Побуждающий диалог
Описание:
Побуждающий  диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке; 
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка; 
– осуществление  познавательной и личностной рефлексии.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы; 
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); 
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения. 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; 
– высказывание и обоснование своей точки зрения; 
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 
Пример использования:
Русский язык, 3 класс. Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? 

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика. (Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? 
Ученики: Неизменяемая часть речи. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? 
(Шаг 2.) Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое «о» в наречиях? (Проблема как вопрос.)