Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Его первоначальное название, комментированное письмо, позже - комментируемое письмо. Комментирование, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым.
Механизм комментирования:
а) чтение текста или его запись;
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними;
в) к каждой орфограмме - комментарий: тип орфограммы, её правильное написание;
г) в конце предложения - комментирование пунктуации.
Требования к комментированному письму:
– не пропустить ни одной орфограммы, пунктограммы;
– комментировать кратко и точно, без ошибок;
– комментировать в темпе письма, не отставать.
Комментируемое письмо - работа систематическая и длительная (не менее года). Навык комментирования должен стать необходимым, он нужен ученику. Сам термин предполагает одновременность письма и комментирования. Комментирование может обходиться и без письма, проводиться на основе читаемого текста; оно тождественно орфографическому разбору. Комментирование нередко используется для контрольной функции.