Мозговой штурм – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа.
Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей. Обучение младших школьников при помощи данного приема предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
Перед учащимися ставится задача самостоятельно вывести правило, доказать теорему, проанализировать произведение, дать объяснение и т.п. Для интриги учитель может сказать, что ему никак не поддается данный материал, нужна помощь учащихся. Дается время на решение данной проблемы «мозгового штурма» – 10 - 15 минут. Разрешается и индивидуальный штурм, и групповой. Затем выслушивается как можно большее число вариантов решения проблемы. Принимаются любые версии, в том числе и неправильные. В ходе поиска правильного решения у ребят складывается цельное представление о поставленной проблеме, и, самое главное – идет работа по предупреждению ошибок и пробелов.
Необходимо соблюдать следующие условия:
– участники стремятся решить проблему, а не демонстрируют свои знания;
– мозговая атака требует полного раскрепощения мысли и воображения;
– приветствуются все дополнения и уточнения;
– разрешается задавать вопросы, делать опровержения;
– мысли должны формулироваться кратко, содержать примеры;
– надо помнить, что оценка ставится за поиск , даже ошибочный
.