Просмотр методического приема

Мозговой штурм

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Групповая
Название:
Мозговой штурм
Описание:

  Мозговой штурм – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа.   
   Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей. Обучение младших школьников при помощи данного приема предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
  Перед учащимися ставится задача самостоятельно вывести правило, доказать теорему, проанализировать произведение, дать объяснение и т.п. Для интриги учитель может сказать, что ему никак не поддается данный материал, нужна помощь учащихся. Дается время на решение данной проблемы «мозгового штурма» – 10 - 15 минут. Разрешается и индивидуальный штурм, и групповой. Затем выслушивается как можно большее число вариантов решения проблемы.    Принимаются любые версии, в том числе и неправильные. В ходе поиска правильного решения у ребят складывается цельное представление о поставленной проблеме, и, самое главное – идет работа по предупреждению ошибок и пробелов.
  Необходимо соблюдать следующие условия:
– участники стремятся решить проблему, а не демонстрируют свои знания;
– мозговая атака требует полного раскрепощения мысли и воображения;
– приветствуются все дополнения и уточнения;
– разрешается задавать вопросы, делать опровержения;
– мысли должны формулироваться кратко, содержать примеры;
– надо помнить, что оценка ставится за поиск , даже ошибочный

.

Формируемые УУД:

регулятивные:
– умение высказывать предположение, идею, гипотезу при решении учебной задачи при помощи педагога;
– принимать, сохранять и самостоятельно ставить учебную задачу;
познавательные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– анализ изучаемого явления языка, сравнение и группировка их по заданным основаниям; •
– умение строить устные и письменные высказывания-сообщения, участвовать в дискуссиях;
коммуникативные:
– умение выслушивать мнение собеседника;
– умение договариваться, приходить к общему мнению;
– умение выходить из конфликтных ситуаций.

Пример использования:

  «Мозговой штурм» На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы.     Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала.
  Методические рекомендации по организации приема мозговой атаки при усвоении языковых понятий, правил, определений:
  Сформулируйте проблему исходя из языковых примеров.
 Определите основные термины, востребованные для решения проблемы.
 Наметьте пути решения проблемы.
 Примите участие в оценке выдвинутых одноклассниками идей.
 Обоснуйте выбор той идеи, которая кажется вам наиболее приемлемой.