Просмотр методического приема

Кластер

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Мотивация учебной деятельности учащихся
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Кластер
Описание:
   Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 
Формируемые УУД:

регулятивные:
– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– предвосхищение результата и уровня усвоения;;
познавательные:
– умение формулировать вопросы;
– нахождение главного в большом объеме учебного материала;
– установление причинно-следственных и логических связей;
– построение умозаключений;
– умение сравнивать и анализировать.
коммуникативные:
– умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Пример использования:

   Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, например, Имя существительное. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые подходят для выбранной темы. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Например, Имя существительное - часть речи – предмет -        одушевленное -собственное – нарицательное - склонение - падеж…