Просмотр методического приема

Моделирование

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Контроль усвоения знаний
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Моделирование
Описание:
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. 
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Учебной моделью можно назвать ту модель, которая фиксирует характерные признаки оригинала, отношения, обеспечивает возможность для дальнейшего их анализа в познавательных целях.
Можно выделить два типа моделирования: материальный, знаково-символический.
К  материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов, из металла, дерева, стекла и других материалов. К ним также относят и живые существа, используемые для изучения некоторых явлений или процессов. Материальные модели делятся на статистические (неподвижные) и динамические (действующие, подвижные). При изучении «Окружающего мира» статистическими моделями являются, например, макеты форм рельефа, муляжи внутренних органов человека, глобус (при изучении формы Земли). К динамическим моделям можно отнести опять же глобус (при показе вращения Земли), действующую модель вулкана. 
Знаково-символические модели представляют собой запись каких-то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого-либо искусственного языка. 

Формируемые УУД:
регулятивные: 
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
познавательные: 
– использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы рисунки;
– фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
– моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире;
коммуникативные: 
– высказывать мотивированное суждение.

Пример использования:
Тема «Свойства воды».
– Назовите основные свойства воды.
– Докажите свой ответ.
Учащиеся выполняют опыты, доказывая утверждения.
1. Вода прозрачная.
2. Вода плохо проводит тепло.
3. Глина хуже, чем песок пропускает воду.