Предлагаем виды работ, которые можно использовать в период обучения написанию эссе в начальной школе:
Выделите основную мысль (основные мысли) автора.
Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.
Словарная работа. (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;
Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: Какова роль имен прилагательных в речи?”
Какие вопросы вы зададите?
Напишите короткое эссе по данному началу.
Чтение примера эссе:
Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?
Продолжите предложения, исходя из содержания текста
Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.
Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.
Прием эссе можно использовать на уроке русского языка на стадии рефлексии в конце урока, а также на уроках развития речи.
Учащимся предлагается написать в течении 5 минут небольшой текст по предложенным вопросам:
– Что показалось вам сегодня трудным?
– Что в изученном сегодня для вас самое главное?
– Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
– Какие новые мысли, чувства у вас появились?
– Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? и т.д.