Просмотр методического приема

Эссе

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок рефлексии
Этап урока:
Применение полученных знаний в практической деятельности
Форма организации:
Групповая
Название:
Эссе
Описание:
   Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления. Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.
Формируемые УУД:

регулятивные:
– проговаривание вслух последовательности проводимых действий, опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
познавательные:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– умение понимать точку зрения другого;
– умение слушать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

Пример использования:

  Предлагаем виды работ, которые можно использовать в период обучения написанию эссе в начальной школе:
   Выделите основную мысль (основные мысли) автора.
   Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.
   Словарная работа. (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;
   Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: Какова роль имен прилагательных в речи?”
Какие вопросы вы зададите?
    Напишите короткое эссе по данному началу.
   Чтение примера эссе:
    Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?
   Продолжите предложения, исходя из содержания текста
   Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.
   Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.
   Прием эссе можно использовать на уроке русского языка на стадии рефлексии в конце урока, а также на уроках развития речи.
   Учащимся предлагается написать в течении 5 минут небольшой текст по предложенным вопросам:
– Что показалось вам сегодня трудным?
– Что в изученном сегодня для вас самое главное?
– Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
– Какие новые мысли, чувства у вас появились?
– Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? и т.д.