Тонкие вопросы – вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...?
Толстые вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов
1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа сданным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чем состоят их ошибки.
2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.
3. В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему мы рекомендуем использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон. Но такую форму проведения урока можно применять не часто. Стремление учиться ради жетонов может привести только к временному успеху.
4.Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.