Аналогия в познавательном процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Область использования аналогий широка. В частности, на уроках русского языка приемы аналогии могут быть использованы с целью:
– выявления значимости изучаемой грамматической категории;
– прогнозирования способов использования языкового материала в практике формирования речевых умений и навыков;
– демонстрации реальных путей функционирования языкового явления;
– нахождения подсказки для решения лингвистической задачи;
– тренировки памяти;
– развития навыков и приемов различных видов речевой деятельности.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; познавательные:
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществление синтеза как составление целого из частей;
– осуществление сравнения, классификации, аналогии самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– владение диалогической и монологической формой коммуникации,
– использование речи для регуляции своего действия.
Пример использования:
Например, учащимся предлагается отыскать в художественном тексте предложения по аналогии с данным, содержащим определенную пунктограмму. Пунктуационная аналогия – «там, где есть сходство в построении предложения или в характере связи его частей, т. е. сходство в условиях, определяющих постановку знаков препинания».