Просмотр методического приема

Эссе

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Контроль усвоения знаний
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Эссе
Описание:
   Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления. Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе, особенно в начальных классах,  пишется прямо в классе после обсуждения проблемы урока и по времени занимает не более 3- 5 минут.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– проговаривание вслух последовательности проводимых действий, опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
познавательные:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); 
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– умение понимать точку зрения другого;
– умение слушать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 
Пример использования:
Составление текста в жанре эссе позволяет сформировать умение высказывать своё мнение, предъявлять претензии, доказывать правильность своих доводов, критически оценивать их, прогнозировать исход дела, мысли, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий. 
Предлагаем виды работ, которые можно использовать в период обучения написанию эссе в начальной школе:
Выделите основную мысль (основные мысли) автора.
Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.
Словарная работа. (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;
Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: Какова роль имен прилагательных в речи?”
 Какие вопросы вы зададите?
Напишите короткое эссе по данному началу.
Чтение примера эссе:
Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?
Продолжите предложения, исходя из содержания текста
Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.
Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.