Просмотр методического приема

Комментирование

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Рефлексия
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Комментирование
Описание:

   Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Его первоначальное название, комментированное письмо, позже - комментируемое письмо. Комментирование, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым.
Механизм комментирования: 
а) чтение текста или его запись; 
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними; 
в) к каждой орфограмме - комментарий: тип орфограммы, её правильное написание; 
г) в конце предложения - комментирование пунктуации.
Требования к комментированному письму: 
– не пропустить ни одной орфограммы, пунктограммы; 
– комментировать кратко и точно, без ошибок; 
– комментировать в темпе письма, не отставать.

Формируемые УУД:

регулятивные:
– умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– умение анализировать языковой материал с выделением существенных и несущественных признаков;
– умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
– построение логической цепи рассуждений;
– установление причинно-следственных связей.
коммуникативные:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Использование данного приема на уроке русского языка.

Пример использования:
3 класс: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на – ить, это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.