Просмотр методического приема

Кластер

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Групповая
Название:
Кластер
Описание:

     Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
    Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
    В процессе данной работы формируются и развиваются такие умения: умение формулировать вопросы; находить главное в большом объеме учебного материала; устанавливать причинно-следственные и логические связи; строить умозаключения; переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде; проводить аналогии; сравнивать и анализировать.

Формируемые УУД:

регулятивные:
– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– предвосхищение результата и уровня усвоения;;
познавательные:
– умение формулировать вопросы;
– нахождение главного в большом объеме учебного материала;
– установление причинно-следственных и логических связей;
– построение умозаключений;
– умение сравнивать и анализировать.
коммуникативные:
– умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Пример использования:

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, например, Имя существительное. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые подходят для выбранной темы. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Например, Имя существительное - часть речи – предмет -       одушевленное -собственное – нарицательное - склонение - падеж…