Просмотр методического приема

Диктант

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Диктант
Описание:
     Диктант (от лат. dicto - диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным - в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после. Наиболее распространённые виды обучающих диктантов – выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом - учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. В качестве текстов диктанта чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
Формируемые УУД:

регулятивные:
– контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из диктанта;
– сопоставление предъявляемой информации;
– использование извлеченной информации;
коммуникативные:
– участие в коллективном обсуждении.
коммуникативные:
– формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания диктанта.

Пример использования:

    Выборочный диктант. Это такой вид диктанта, при котором дети по заданию учителя выбирают из текста для записи соответствующие определённому заданию части текста.
Выборочный диктант можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма, когда слова выписываются без изменения, наиболее трудная – выборочная запись с изменением слов (например: поставить сущ. в начальную форму).
    Например, выписать из текста подлежащее. 
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.