Просмотр методического приема

Обсуждение этической ситуации

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Обсуждение этической ситуации
Описание:

Обсуждение этической ситуации на уроках окружающего мира связано с приемами преодоления эстетически негативного отношения к некоторым животным:
   – обращение внимания на элементы красивого во внешнем виде животных (анализ красоты глаз жабы, имеющих золотистую оболочку);
   – раскрытие совершенства форм животного, их гармонию, разъяснение функций тех частей тела, которые эстетически наименее привлекательны (лягушка всегда мокрая и холодная, поскольку выделяет жидкость, которая за счет испарения охлаждает поверхность тела, дезинфицирует – убивает микробы);
   – разъяснение места и роли этих животных в экологических системах, их безопасности и значения для человека;
   – раскрытие истоков негативного отношения к животным.

 

Формируемые УУД:

регулятивные:
– выделять из темы урока известные знания;
– формулировать выводы из изученного материала.
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– формулировать ответы на вопросы;
личностные:
– осознавать ценность животных и необходимость бережного отношения к ним, ответственность за свои поступки.

Пример использования:

Тема «Земноводные». 
На доске вывешивается табличка «Жабы и лягушки: за или против»
– По дороге на работу я увидела, как дети кидали камни в лягушек. Я сделала им замечание, на что они ответила, что лягушки вредные для человека животные и некрасивые. Правы ли были эти дети? (Нет, лягушки полезны).
– Верно. Некоторые виды лягушек даже занесены в «Красную книгу».
– Чем питаются лягушки? Приносит ли это пользу?
На доске цепь питания:
Аист – лягушка – насекомые.
– Если убрать лягушку, что произойдёт? (аисту нечем будет питаться; будет много вредных насекомых).
– Верно, лягушки приносят большую пользу сельскому хозяйству. Они уничтожают насекомых – вредителей растений. Лягушки малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах, или ярко, точнее пугающе, окрашенных насекомых. Птицы не клюют таких насекомых, а лягушки их уничтожают. Птицы питаются только днем, а лягушки охотятся и днем, и ночью.        Выходит, что растения находятся под охраной лягушек.
   – Лягушки полезны и тем, что уничтожают комаров, мух, слепней, оводов, которые летом досаждают людям и животным.
   – Большую пользу приносят озёрная и прудовая лягушки тем, что поедают хищных водяных жуков и их личинок. Эти жуки уничтожают мальков рыб. Выходит, что лягушки спасают мальков.
   – Лягушки полезны и в медицине. Оказывается, лягушки выделяют вещества, которыми можно лечить заболевания сердца, органов дыхания и кожи.
Выходит, люди сильно обязаны лягушке.
   – Какой вывод сделаем? (Очень полезны! Лягушек нужно охранять).