Прием хайку может использован на каждом этапе урока.
При использовании данного приема класс можно делить на группы и дать им разные темы. Как и синквейны, хайку полезны в качестве инструмента для обработки сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:
Первая строчка: «Я видел» кого-то или что-то».
Вторая строчка: Какого?
Третья строчка: Как?
Формируемые УУД:
регулятивные:
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий; познавательные:
– осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
– построение сообщений в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной формах.
Пример использования:
Данный прием способствует развитию у младших школьников критического мышления, эффективному усвоению языковых понятий, составление синквейнов, даймондов обогащает словарный запас младших школьников. В процессе обсуждения синквейнов, даймондов учащиеся делают верные выводы по предложенным вопросам, кратко их формулируют, дают развернутые ответы с использованием слов и фраз, входящих в состав данных приемов.
Пример хайку.
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом