Просмотр методического приема

Корзина идей

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы
Форма организации:
Групповая
Название:
Корзина идей
Описание:

Корзина идей – ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Формируемые УУД:

регулятивные:
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
– извлечение необходимой информации;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
– участие в коллективном обсуждении.

Пример использования:

Тема «Почему радуга разноцветная?»
– Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.
– Кто ты? – спросил Муравьишка.
– А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик.)
– Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
– Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
– И тут Муравьишка увидел в небе … радугу. Как же так? – удивился Муравьишка.  – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?  Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.
Каждый ученик самостоятельно записывает ответ на вопрос. Затем в группе происходит обсуждение. Каждая группа высказывает свои предположения. Все они фиксируются учителем на доске в «корзине идей»:
– это от слова «радость»;
– это от слова «дуга»;
– потому что переливается на солнце;
– …
В процессе урока формулировки в «корзине идей» корректируются или убираются из нее совсем.