«Важно избежать формального подхода и органично включить воспитание в единый образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы», – подчеркнул заместитель Министра.
Он сообщил, что Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания, и каждая школа может добавлять в неё собственные модули – всё это делает программу более гибкой и удобной в использовании.
«Результатом реализации рабочей программы воспитания, видимым для педагогов, учащихся и их родителей, должна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе, которая предусматривает приобщение детей и молодёжи к духовным и нравственным ценностям, участие родителей и учащихся в формировании программ воспитания, усиление таких составляющих школьной программы, как посещение музеев, театров, выставок, передовых компаний и предприятий, вовлечение детей в волонтёрскую деятельность и процесс профориентации. Это главное, к чему должна привести реализация программы. Ребёнка воспитывает не документ, а педагоги своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос её реализации», – резюмировал Виктор Басюк.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов напомнил, что с 1 сентября 2021 года внедрение рабочих программ воспитания станет обязательным для образовательных организаций всех уровней образования.
«Непосредственная работа по подготовке рабочих программ ляжет на ваши плечи – плечи педагогов, специалистов по воспитательной работе. При этом к разработке модулей рабочих программ воспитания педагоги смогут привлекать советы обучающихся и родительское сообщество», – подчеркнул Денис Грибов.
Он информировал, что особое внимание уделяется кадровому обеспечению сферы воспитания.
«Мы продолжим работу по внедрению модели воспитывающей среды в образовательных организациях, в том числе по разработке на федеральном уровне примерного модуля «Основы воспитательной работы» на базе модуля «Основы вожатской деятельности», – рассказал Денис Грибов.
Он также обратил внимание на важность внедрения новых подходов к системе воспитания.
«От вашей заинтересованности, включённости регионов в реализацию поставленных задач напрямую будет зависеть эффективность внесённых Президентом поправок в закон об образовании», – обратился к участникам форума заместитель Министра.
Всероссийский форум лидеров студенческих инициатив педагогических вузов проводит Минпросвещения России. Форум проходит с 17 по 20 сентября в смешанном формате, сочетающем очные мероприятия и онлайн-встречи.
В нём принимают участие представители педагогических вузов России: проректоры по воспитательной работе, лидеры проектов и студенческих инициатив.
Цель мероприятия – обмен лучшими практиками работы студенческих объединений, развитие потенциала будущих педагогических работников, формирование единства и непрерывности воспитательного процесса.