Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Пушкарёва. Сложные слова.

УМК: Школа 2100

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Сложные слова.

Цель урока: Научить детей отличать сложные слова от других, узнать, как образуются сложные слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

научиться отличать сложные слова от других слов; научиться составлять сложные слова из заданных корней; научиться писать соединительную гласную между корнями в сложных словах.

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку; - выявить причины затруднений и пути выхода из них.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; - планировать свои действия для выполнения задания; - соотносить свою работу с образцом при работе; - учиться работать в группе: развивать умение слушать и слышать партнёра, договариваться.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.–
Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. 

 

Регулятивные:

Умение организовывать рабочее место;
Коммуникативные:

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Кейс-задание

- Теперь внимательно послушайте, а затем ответьте на вопросы.
"Ребята получили задание определить корень слова в слове «мухоловка». Лена выделила в этом слове корень «мухололов», а Федя выделил два корня: «мух» и «лов». Кто из них прав?" (выдвижение гипотез)
- Что такое корень слова?
– Как найти корень в слове? Что для этого надо подобрать?
- Знаете ли вы, кто такая мухоловка?
- Почему эту птицу так назвали?
-Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго-западе Азии.
- Как вы думаете, сколько корней в слове «мухоловка»?
- Выделите корни в словах «ловит», «мух»
- Есть ли эти же корни в слове «МУХОЛОВКА»?
- Так теперь мы можем сказать, сколько корней в слове «мухоловка»?
- Встречались ли вам в жизни слова, в которых не один, а два корня?
- Приведите примеры.
- Как можно назвать такие слова?
- Это сложные слова. Почему их так назвали? Какая тема урока? Какие цели поставим на уроке?


 

регулятивные:
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
познавательные:
–самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
–поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Посмотрите на сложные слова на доске: Самовар , пешеход, вертолет, камнепад, теплоход, огнетушитель, книголюб, самокат.
- Скажите, как они образовались?
- Какая буква между корнями слов, на какие группы можно разделить?
- От чего зависит, какая буква встанет между корнями в сложном слове?
-Какое правило можно вывести из сказанного и увиденного?
- Запомните правило: Буква "о" пишется после твёрдых согласных, буква "е" - после мягких согласных.
- Давайте откроем учебник на странице 106 и прочитаем еще раз правила.


- знать, когда в сложных словах пишется буква "о", когда "е".

 регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

 -Вставьте соединительную гласную в сложные слова и объясните написание: тепл. ход, пар.воз, скор.варка, пыл.сос, лист.пад, везд.ход, пут.водитель, сам.лёт, мыш.ловка, Волг.град.
-Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.


 - закрепление знаний о соединительных гласных. 

регулятивные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

- Теперь попробуем устно сами составить сложные слова и  из данных корней:пад, вод, лист, ход, воз, вар, сам, сад, пар, тепл, мор, лёт, кат, каш, скор, цвет. И Назовите какая соединительная гласная понадобится и почему.

-Запишите по памяти, какие слова из составленных запомнили.


- научить образовывать сложные слова из  корней.

 регулятивные:
–планировать свои действия;
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

-Откройте учебник на странице 108 упражнение 128.

- Образуйте сложные слова из данных пар слов, выделите корни, подчеркните соединительную гласную:

падать, листья - ...,

лёд, колоть - ...,

сосать, пыль - ...,

муха, морить - ...,

лес, рубить - ...,

варить, сам - ..., 

ловить, мышь - ... .


- закрепить знания по изученной тебе.

регулятивные: 
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтетие текстовой инструкции;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

 

5. Домашнее задание

- Выучить правила на странице 106, упражнение 130 стр. 109.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

- С чем познакомились?
– Какая была тема урока?
- Какие цели ставили на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Какое у вас настроение после урока? Нарисуйте смайлик, оцените себя.


- Обобщение знаний по теме

 регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
познавательные:
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.