Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Пирогова Александра «Конкретный смысл умножения»

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Конкретный смысл умножения»

Цель урока: Способствовать формирование навыков раскрытию конкретного смысла действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание правила замены суммы одинаковых слагаемых новым арифметическим действием- умножением; иметь представление о том, как сравнивать числовые равенства и неравенства.

Личностные:

Осознать границы своего знания и незнания; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 -Доброе утро, ребята!

 - Я  очень рада видеть ваши умные глаза

  Я знаю. Каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок:

Возьмем же ручки и мелок

И вместе мы начнём урок!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу!

-Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного , что можно открыть для себя.

 

 

 

 

 

 Самооценка готовности к уроку  (личностные УУД)

Организация рабочего места (регулятивные УУД)

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

1.Устный счет.

Игра «Рыбка»

-Ребята, вам нужно поместить каждую рыбку в аквариум, а для этого нужно сначала решить примеры, которые написаны на рыбке

 

-К доске пойдет…(20+28=48; 30+18=48; 60-12=48; 24+24=48; 70-8=62;95-33=62;42+20=62; 31+31=62)

  1. Работа с наименованными числами

-Выразите в сантиметрах (самостоятельная работа)

7 дм =  (70 см)                 17 дм= (170 см)

 2м =  (200 см)                    12 мм= (1,2 см)


Совершенствование вычислительных навыков

 

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Ребята, посмотрите на доску, там записаны выражения.

-Обратите внимание на пропуск, какой знак там должен стоять?

1)7+7+7 ○7+7+7+7 (<)

-Почему? (в первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором -4 раза по7)

 

2)2+2+2 ○8+8+8 (<)

-а во втором значении?(в первом выражении прибавляли 3 раза по 2,а во втором- 3 раза по 8)

3)4+4+4 ○ 4+4+4 (=)(в обоих выражениях прибавили 3 раза по 4)

4)9+9+9 ○ 9+9 (>) (в первом выражении прибавили 3 раза по 9, а во втором- 2 раза по 9)

5)1+1+1+1+1+1+1+1+1○1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 (<) (В первом выражении прибавили 11 раз по1, а во втором 12 раз по 1)

- Удобно было сравнивать в последнем случае? (нет)

-А кто уже знает, как по-другому можно

записать эти выражения?  (Мы не знаем, как по-другому записать, у нас возникла проблема)

-Какую цель мы поставим перед собой? (  Мы должны будем научиться записывать выражения с одинаковыми слагаемыми по-другому)

 

-Откройте учебник на с. 47 и прочитайте

название раздела, который мы начинаем

изучать, прочитайте, что мы узнаем и чему

научимся, изучая этот раздел.

-Какая тема нашего урока?( Конкретный смысл умножения)

- Ребята, я сейчас вам раздам по 2 листочка, на одном нарисовано 70 синих точек, а на втором – 65 красных точек. Они расположены хаотично, поэтому не видно, где точек больше, а где меньше.

- как вы думаете, где точек больше? (очень сложно сказать)

- как можно узнать, где точек больше? (посчитать)

- Попробуйте это сделать.

- почему не получается сосчитать? ( точки расположены вразброс, трудно запомнить, какие из них мы уже посчитали, а какие нет)

-Давайте попробуем сосчитать точки группами

Обведём точки в овалы по 5 штук в каждом.

- Сколько получилось групп синих точек?(14)

-Сколько получилось групп красных точек?(13)

-Давайте запишем наши действия на

математическом языке. Что мы сделали сначала? ( объединили точки в группы по 5)

5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5

-Сколько групп получилось?(14)

 -То есть мы 14 раз взяли по 5 (Аналогичная работа проводится с красными точками)

-Посмотрите ещё раз на наши записи. Как вам кажется удобно ли так записывать? (нет,очень длинно)

Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы удобнее было записывать подобные суммы. * – это в информатике, а в математике – точка

 5 * 14 =70

Такая запись называется умножением, а точка – это знак умножения. Прочитать это выражение можно так : 5 умножить на 8 или 5 взять 14 раз)

- Повторите

-Сколько красных точек в одной группе?(5)

Сколько групп? (13)

- Как это записать? ( 5*13)

-В каком случае мы можем заменить сложение умножением?(если все слагаемые одинаковые) -итак, какое открытие мы сделали? (Если складываем одинаковые слагаемые, то можем заменить сложение умножением)

- Прочитайте на с. 48 текст рядом с красной чертой.

-Что же такое умножение? ( Арифметическое действие - сложение одинаковых слагаемых)

- Как его обозначают при письме? (точкой)

- Каким действием можно заменить умножение? (сложением одинаковых слагаемых)


Знание правила  замены суммы одинаковых слагаемых новым арифметическим действием- умножением

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Работа по учебнику

№ 3стр. 48 (устно)

№ 2 ,с 48

-Прочитайте условие задачи

-Выполните к задаче схематический чертеж или запишите ее кратко.

-Поставьте вопрос так, что бы задача решалась в одно действие.( Сколько лип на другой алее?)

(Ответ детей:

1-я ал.- 12 л.  

2-я ал.-?, на 4 л. <   )

 

(12-4)=8 (л)-на второй аллее

 

 

- А сейчас поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. ( Сколько лип на двух аллеях?)

-Дополните схематический чертеж и краткую запись.

 

1-я ал.- 12 л.          

2-я ал.-?, на 4 л. <

( 12+4)= 16 (л)-на двух аллеях

-Теперь выполним задание № 4 на с 48  самостоятельное выполнение)

-вычислите столбиком и сделайте проверку


Совершенствование вычислительных навыков

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Вашим домашним  заданием будет : № 6 с. 48 Тетрадь с печатной основой: № 98 с. 38

 

 уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; (предметные УУД)

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Давайте оценим наши достижения.

-Пригодятся ли вам эти знания?

-Кто считает, что поработал сегодня отлично?

-У кого были небольшие недочеты?

-Кому на уроке было трудно?

-Что вам показалось сложным и вам трудно понять?



 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.