Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Мамин-Сибиряк

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост"

Цель урока: знакомство детей со сказкой Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост”. Формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя на основе его намерений и поступков.

Личностные:

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Метапредметные:

Познавательные УУД: - Умение работать с текстом, умение работать со словарем -развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста. -развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения Коммуникативные УУД: Формирование умения работать в парах, -умение слушать и слышать, договариваться. -умение читать выразительно. Регулятивные УУД -учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания; умение организовывать рабочее место

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

 

умение организовывать рабочее место (регулятивные);

умение слушать и слышать, договариваться. (коммуникативные УУД).

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Почему это произведение можно назвать сказкой?

Первичное чтение

А сейчас прочитаем сказку Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост»

Ребята, в нашем тексте встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения при чтении и понимании текста. Давайте их прочитаем и объясним. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

От-ве-дав-ши-е – отведавшие – (попробовавшие)

По-бы-вав-ши-е – побывавшие (посетивших)

Рас-храб-рив-ший-ся – расхрабрившийся Ра-зыг-рав-шим-ся – разыгравшимся

При-о-бод-рил-ся – приободрился (стать бодрым, почувствовать себя бодрее).


развивать сознательность чтения

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Чтение сказки по частям.

1 часть: читает ученик до слов…и вдруг надоело ему бояться

-Почему зайцев называют трусами? (У зайцев много врагов: лиса, волк, рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны.)

-Как озаглавим эту часть сказки? ( Зайчик-трусишка.)

2 часть: читает учитель до слов …и все смеются

- Объясните, почему зайцам стало очень смешно и весело, ведь они не поверили зайцу? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)

- Как озаглавим эту часть сказки? (Заяц – хвастун.)


 развивать сознательность чтения

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

Дежурные проводят физкультминутку сами Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.


формировать представление  об идее художественного произведения; совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

3 часть: читают учащиеся самостоятельно до слов …а этот был какой-то бешеный

- Как вы думаете, почему испугались и Заяц, и Волк?

-Как озаглавим эту часть сказки? (Заяц – хвастун и волк.)

4 часть: чтение по цепочке

- Расскажите, где нашли бесстрашного зайца? (Лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха)

-Во что он сам поверил? (Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится)

-Как озаглавим эту часть сказки? (Храбрый Заяц.)


 

-умение слушать и слышать (коммуникативные УУД)

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

1. -Как автор называет зайца?

В начале сказки (Зайчик)

Когда начал хвастать (Заяц)

В конце сказки (Храбрый Заяц )


формировать представление  об идее художественного произведения;

 совершенствовать сознательность, правильность.

 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование словесное

«Дерево чувств». На листе дерево прикрепить к нему листочки соответствующие настроению (зелёный - спокойное, оранжевый - радостное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное).

 Как вы думаете, зачем  писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?


формировать представление  об идее художественного произведения;

 совершенствовать сознательность.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

5. Домашнее задание

 Пересказать сказку.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дискуссия


формировать представление  об идее художественного произведения.

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из выступлений;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.