Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Артемьева М.О. «Перенос слов»

УМК: Начальная школа 21 века

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Перенос слов»

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке умения делить слова на слоги.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам; получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Метапредметные:

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

 

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материал.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

- Оцените свою индивидуальную работу по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений): правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).


 

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из различных источников;
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– чтение текстовой инструкции;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– формулирование мыслей в письменной форме.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Письменная работа

- Для чего в речи нужны слова?

(Слова нужны, чтобы называть предметы, действия…)

- Вставьте слово, пропущенное в предложении.

Дедушка купил внуку подарок.

Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях.

 

- Слово «подарок» не умещается на строке.

- Что делать?

- Можно писать сразу на другой строчке.

- Можно написать мельче и уместить на этой строчке.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.


 

Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Иногда возникает необходимость слова переносить.

- Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день.

-  Как же переносить слова?

Учащиеся обсуждают план  по поиску решения проблемы.

 - Где можно понаблюдать за переносом слов? 

Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем,  как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки.

Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску.

Через некоторое время итоги работы обсуждаются.

Какие слова нашли?

Как они были перенесены?

Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, находят слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают вывод: «Слова перенесены по слогам».


наблюдение за слоговой структурой различных слов.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

А теперь посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема, как у нас – слово на доске не умещалось, и нужно было его перенести.

 

https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8  (2:15 мин.)

 

- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?

- Как можно выполнить перенос слова подарок?

- Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова подарок.

Дети дают два варианта переноса слова: по-дарок, пода-рок.

Затем дописывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов.

 

А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с правилами переноса слов.

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/pismo-orfografiya/perenos-slov?seconds=0&chapter_id=2217   (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.)

- Предлагаю поиграть, потренироваться в переносе слов, используя правила, а также немного размяться и подвигаться!

Каждый из вас до начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на команды по цветам.  Составим слова. В каждой команде есть участник, на бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место?

Слова для игры:

РЯБИНА – РЯ-БИ-НА

КОНЬКИ – КОНЬ-КИ

СУББОТА – СУБ-БО-ТА

КРАБ


сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам.

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Занимательные упражнения

- Предлагаю поработать в парах.

(в учебнике с. 38 упр. 4)

- Запишите слова,  разделив их чёрточкой для переноса.

Посовещайтесь  с соседом по парте.


определять способы переноса; переносить слова по слогам.

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Занимательные упражнения

Выполним самостоятельно в тетрадях упр. 5, с.38.

- Прочитайте. Это текст?

- О чём говорится в тексте?

- Подберите заголовок  к тексту.

- Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов.

 

- Кто при записи предложения переносил слова с одной строки на другую?

- Какие слова вы переносили?

 -Как вы это сделали?

-Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске


определять способы переноса; переносить слова по слогам.

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
–использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.;
коммуникативные:
–высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

5. Домашнее задание

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Знаю – Хочу знать – Узнал

- Вы хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали?                                                                                                       

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                     

- Оцените свои достижения на уроке.                                                   

- Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

- Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.

- Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.

- Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.



регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– сопоставление информации;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– участие в коллективном обсуждении.