Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Умножение суммы на число

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Умножение суммы на число

Цель урока: Познакомить с различными способами умножения суммы на число; закреплять умение решать задачи изученных видов

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов

Личностные:

проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнения других людей

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Приветствие.

- Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-Прозвенел звонок?

-Хотите учиться?

-Значит, можно садиться!

Проверим готовность к уроку.

Фиксирование отсутствующих

 

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

 

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

 

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

Устный счёт

1.(игра «Молчанка»)

( Учитель показывает пустую клетку, учащиеся-карточку с числом. Ошибки анализируются с объяснением правильного решения.)

На интерактивной доске представлена таблица.

Делимое

12

 

28

 

81

 

60

90

 

40

Делитель

3

8

 

6

 

20

 

3

5

20

Частное

 

7

7

5

9

4

 

3

20

 

  1. Минутка для любознательных

- Сколько прямоугольников и треугольников на рисунке? (рис. 1) 

( прямоугольников 18, треугольников 40)

3.Работа над задачами.

- Решите задачи.

1) Аня купила линейку, блокнот и ручку. Сколько она заплатила за покупку, если линейка стоит 20 руб., блокнот- на 10 руб. дороже, а ручка- столько же, сколько линейка?

2) Мише дали сдачу 50 руб. и еще 3 монеты по 10 руб. Сколько сдачи получил Миша?

3) У Юры было 90 руб. Он купил 2 пирожка по 10 руб. Сколько денег осталось у Юры?

- Что общего у задач, которые вы решили? Как называются величины в этих задачах?

(Цена, количество, стоимость.)


Дидактические материалы:

рис.1

 

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Моделирование

(на доске записано выражение)

(5+3)х2

- Прочитайте выражение. (Сумму чисел 5 и 3 умножить на 2.)

- Сколько раз повторяется сумма 5+3? (2.)

- Проиллюстрируем это с помощью палочек двух цветов. Выложите 5 палочек одного цвета и три палочки другого цвета.

   

- Сколько раз вы выложили сумму 5+3 (Один.)

- Что нужно сделать дальше? (Выложить еще одну такую сумму.)

- Выложите сумму еще раз.

   

_ Как можно вычислить результат? (Сложить палочки в первом ряду и умножить на 2.)

(Учитель делает запись на доске.)

(5+3) • 2 = 8 • 2 = 16

- Как еще можно вычислить результат? (Сложить сначала палочки одного цвета, потом другого и сложить результаты.)

(Учитель делает запись на доске.)

(5+3) • 2 = 5 • 2 + 3 • 2 = 10 + 6 = 16

Как можно умножить сумму на число? Прочитайте оба равенства на математическом языке.

Сформулируйте тему и задачи урока.


Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков;

 читать равенства, используя математическую терминологию;

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
познавательные:
–использовать схемы для выполнения заданий;
–фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
–моделировать объекты, явления и связи;
коммуникативные:
–высказывать мотивированное суждение.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Разбор задачи

  1. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок . Прочитайте выражение.

 

 (рис. 2)

 

- Расскажите, как сумму чисел 4 и 3 можно умножить на 2.

№1

- Прочитайте условие и вопрос задачи.

 

 (рис. 3)

 

- Рассмотрите рисунки.

 

 (рис. 4)

 

- Как можно найти стоимость покупки по первому рисунку? (Сначала можно посчитать, сколько стоит пара: блюдце и чашка, потом умножить стоимость на 2.)

- Запишите первый способ решения по действиям.

Решение:

  • 2+1 = 3 (руб.) – стоят чашка и блюдце;
  • 3+3 = 6 (руб.)

Ответ: вся покупка стоит 6 руб.

- Рассмотрите второй рисунок.

   

(рис. 5)

 

Расскажите по нему, каким еще способом можно узнать стоимость покупки. (Сначала узнать, сколько стоят две чашки, потом – два блюдца и сложить результаты.)

- Запишите этот способ решения по действиям.

Решение:

  • 2+2 = 4 (руб.) – стоят две чашки;
  • 1+1 = 2 (руб.) – стоят два блюдца;
  • 4+2 = 6 (руб.).

Ответ: вся покупка стоит 6 руб.

- Какой способ удобнее? (Ответы детей.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

№19  .


Дидактические материалы:

рис.2

 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста и таблиц;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

5. Домашнее задание

 Учебник: №3 (стр.6)

Рабочая тетрадь: №19 (2,3) (стр. 10)

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?



 

регулятивные:
–высказывание своего предположения;
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной или письменной форме;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.