Название ТКУ: технологическая карта по литературному чтению
УМК: школа 2100
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Комбинированный урок
Тема: русские народные загадки
Цель урока: познакомить детей с понятием русские народные загадки
Планируемые результаты:
Предметные:
(работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): - Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»; - Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
Личностные:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): - Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; - Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
Метапредметные:
(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) речевая деятельность, навыки сотрудничества
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
|||
1. Организационный момент |
||||
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. народная - Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость В пословицах и поговорках заключена . . поучительный Пословица имеет смысл.
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость. |
|
Личностные УУД: - осознанность учения Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям Коммуникативные УУД: -речевая деятельность |
||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
||||
я а в о п п у р Г |
творческое задание
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок.
Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей. |
|
Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
3. Совместное открытие знаний |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Аналогия I.Рассказ учителя о загадках. Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт. II.Чтение авторского текста (стр.43) - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.) III. Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок». Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец». |
|
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
- анализ объектов Личностные УУД: - самооценка |
|
4. Первичное закрепление нового |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Алгоритмизация
- Как строится загадка? - Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки.
- Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.) Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. - Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.) - Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.) Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета.
В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес. Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения). - Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на … - А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее. Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. - Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) Вывод 5: Загадка строится в форме вопроса. |
|
Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное |
|
я а в о п п у р Г |
творческое задание
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок.
Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей. |
|
Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
5. Домашнее задание |
||||
|
|
|
||
6. Рефлексия |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Ассоциативная цепочка Я понял, что… Было трудно… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами. |
|
Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. |