Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: технологическая карта по литературному чтению

УМК: школа 2100

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: русские народные загадки

Цель урока: познакомить детей с понятием русские народные загадки

Планируемые результаты:

Предметные:

(работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): - Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»; - Сформировать представление и разработать схему построения загадки.

Личностные:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): - Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; - Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

Метапредметные:

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) речевая деятельность, навыки сотрудничества

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

народная

- Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость

В пословицах и поговорках заключена             .        .

поучительный

Пословица имеет                              смысл.

  1. Выставка рисунков к пословицам.
  2.  «Озвучивание» пословиц и объяснение их смысла.

- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?

Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость.  

 

Личностные УУД:

- осознанность учения

Познавательные:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

 

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности к людям

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

творческое задание


  1. Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47)

- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.)

Вопросы после чтения:

-Как правильно придумать загадку?

2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника

   Алгоритм  построения загадки.

  1. Загадать предмет.
  2. Выделить признаки.
  3. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета.

 

- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера?

- С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега?

II. Составление загадок.

  1. Упражнение в придумывании загадок.

Вывешивается изображение снега.

- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)

С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)

  1. Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.


 

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

- структурирование знаний

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Аналогия

I.Рассказ учителя о загадках.

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть  литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке.

Само название жанра «загадка» происходит от слова  «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт.

II.Чтение авторского текста (стр.43)

- Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.)

III. Игра – соревнование 

«Кто больше отгадает загадок».

Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец».


 

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

 

Познавательные УУД:

  1. смысловое чтение

 

- анализ объектов

Личностные УУД:

- самооценка

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

  1. Постановка проблемы

- Как строится загадка?

- Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки.

 

- Прочитайте загадку.

- Как вы догадались, что речь идёт о зайце?

(Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)

 

  1. Исследовательская работа

- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.)

Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.

- Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.)

- Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.)

Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета.

  1. Прочитайте первую загадку. (Про морозный узор на окне.) Как вы догадались, о чём она? Какой литературный приём в ней используется? (Сравнение.)  Что с чем сравнивается?  Почему?

В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес.

Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения).

- Посмотрите, как составлена загадка про книгу:

Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

- Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».)  Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …

- А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее.

Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.

- Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)

Вывод  5:  Загадка строится в форме вопроса.


 

 

 

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

творческое задание

  1. Подготовка к творческому заданию
  1. Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47)

- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.)

Вопросы после чтения:

-Как правильно придумать загадку?

2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника

   Алгоритм  построения загадки.

  1. Загадать предмет.
  2. Выделить признаки.
  3. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета.

 

- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера?

- С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега?

II. Составление загадок.

  1. Упражнение в придумывании загадок.

Вывешивается изображение снега.

- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)

С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)

  1. Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.


 

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

- структурирование знаний

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

5. Домашнее задание

 

  1. Задание в тетради на стр. 37 (2).
  2. Придумать загадку самостоятельно.

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Ассоциативная цепочка

Я понял, что…
Было интересно…

Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы…

Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.



 

Личностные УУД:

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности.