Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_М.Ю.Лермонтов_Горные вершины_На севере диком стоит одиноко

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: М.Ю. Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять их; прививать любовь к русской поэзии; развивать связную речь, мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь читать произведения вслух и про себя; - уметь читать выразительно; - понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

Личностные:

- уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - формировать мотивации к обучению; - уметь эмоционально «проживать» текст.

Метапредметные:

Познавательные: - уметь извлекать информацию их иллюстраций, текста; - уметь на основе анализа объектов делать выводы; - уметь отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения; - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - уметь высказывать своё предположение; - уметь формулировать тему урока - организовывать своё рабочее место; - уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк … (звонок)

- Нам пора начать … (урок)

- Друг на друга посмотрели

- Улыбнулись, тихо сели.

– Ноги вместе

- Руки на месте

- Локти у края

- А спинка. Прямая.

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Что мы делаем на данных уроках? (Знакомимся с писателями, поэтами, и их произведениями. Учимся выразительно читать и т.д.)

 

Регулятивные:

- организовывать своё рабочее место.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Речевая разминка (на доске плакат со словами).

- Сначала мы подготовим наш язычок для работы на уроке. Посмотрите на доску и прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

 

- Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите кого из данных писателей мы не знаем? (Лермонтова) Какие произведения вы расположили около этого писателя? (М. Ю. Лермонтов, «На севере диком стоит одиноко…», «Горные вершины…»)

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?  (Тема урока: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова («Горные вершины….», «На севере  диком стоит одиноко….»)


 

Регулятивные:

- уметь формулировать тему урока.
Познавательные:
- уметь отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- формировать мотивации к обучению;

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение хорошо читающими или подготовленными детьми

- Приступая к знакомству с творчеством этого великого человека,  мы с вами познакомимся с некоторыми страницами его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут заранее подготовленные ученики.

Ученик 1: М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).

В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

Ученик 2: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика.

Ученик 3: В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Ученик 4: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.

Ученик 5: Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 – 31 годы, он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.

Ученик 6: 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.


 

Личностные:

- уметь эмоционально «проживать» текст.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с книгой

Работа над стихотворением «Горные вершины»

- Ребята, какие ассоциации возникают  у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?

- Прочитайте самостоятельно данное  стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей)

- Какие картины вы  представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей)

- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова. (ответы детей)

- Как надо читать это стихотворение?  Объясните почему? (ответы детей)

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих  произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)

- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем чтение).

- А сейчас послушайте аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» Сравните ваше чтение.

ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»

- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению? (ответы детей)

Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…»

- Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

- Какое название вы могли бы дать этой картине? (ответы детей)

- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант… (ответы детей)

- Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…» Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина?

ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

(Да. Они совпадают по настроению.) Чем?

- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.


 - уметь читать произведения вслух и про себя;

- уметь читать выразительно;

- понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

Познавательные:

- уметь извлекать информацию их иллюстраций, текста;
- уметь на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку  зрения.

Регулятивные:

- уметь высказывать своё предположение.

Личностные:

- уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Давайте узнаем, что значат эти слова. (Определение читает учитель)

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала.


 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа в парах

- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении вашему партнёру. Оцените партнера.


 - уметь читать выразительно.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

     Раз! Подняться, потянуться.

     Два! Согнуться, разогнуться.

     Три! В ладошки три хлопка,

     Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.


 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Викторина

-  Теперь  ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова»:  

  1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (ответы детей)

    А) Ясная Поляна

    Б) Москва

    В) Петербург

  1. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова. (ответы детей)

    А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.

    Б)  21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.

    В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.

  1. Какие чувства вы испытали  при чтении стихотворений М.Ю.Лермонтова? (ответы детей)

    А) Веселье, радость

    Б) Страх

    В) Печаль

  1. Найдите лишнее произведение (ответы детей)

    А) Зеркало и обезьяна

    Б)  Мартышка и очки

    В) Утёс


 

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку  зрения;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5. Домашнее задание

- Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

- Понравились ли вам его стихотворения?

- Что нового узнали на уроке?

- Вам понравился урок?

- Поднимите зеленые карточки если да, желтую – если не очень, оранжевую – если нет.

- А теперь поднимите руки те, кто оценивает свою работу на уроке на отлично.

- На хорошо.

- На удовлетворительно.

- Те, которые совсем не работали на уроке.


- понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

Регулятивные:

- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.