Название ТКУ: Литературное чтение_М.Ю.Лермонтов_Горные вершины_На севере диком стоит одиноко
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: М.Ю. Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко
Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять их; прививать любовь к русской поэзии; развивать связную речь, мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь читать произведения вслух и про себя; - уметь читать выразительно; - понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.
Личностные:
- уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - формировать мотивации к обучению; - уметь эмоционально «проживать» текст.
Метапредметные:
Познавательные: - уметь извлекать информацию их иллюстраций, текста; - уметь на основе анализа объектов делать выводы; - уметь отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения; - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - уметь высказывать своё предположение; - уметь формулировать тему урока - организовывать своё рабочее место; - уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Прозвенел и смолк … (звонок) - Нам пора начать … (урок) - Друг на друга посмотрели - Улыбнулись, тихо сели. – Ноги вместе - Руки на месте - Локти у края - А спинка. Прямая. - Сейчас у нас урок литературного чтения. Что мы делаем на данных уроках? (Знакомимся с писателями, поэтами, и их произведениями. Учимся выразительно читать и т.д.) |
|
Регулятивные: - организовывать своё рабочее место. |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Речевая разминка (на доске плакат со словами). - Сначала мы подготовим наш язычок для работы на уроке. Посмотрите на доску и прочитайте медленно, выговаривая каждое слово. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.) - Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. - Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. - Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
- Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите кого из данных писателей мы не знаем? (Лермонтова) Какие произведения вы расположили около этого писателя? (М. Ю. Лермонтов, «На севере диком стоит одиноко…», «Горные вершины…») - Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Тема урока: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….») |
|
Регулятивные: - уметь формулировать тему урока. Коммуникативные: Личностные: - формировать мотивации к обучению; |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение хорошо читающими или подготовленными детьми - Приступая к знакомству с творчеством этого великого человека, мы с вами познакомимся с некоторыми страницами его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут заранее подготовленные ученики. Ученик 1: М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. Ученик 2: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. Ученик 3: В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Ученик 4: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить. В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. Ученик 5: Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 – 31 годы, он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Ученик 6: 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. |
|
Личностные: - уметь эмоционально «проживать» текст. Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с книгой Работа над стихотворением «Горные вершины» - Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»? - Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей) - Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей) - Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму) - Найдите рифмующиеся слова. (ответы детей) - Как надо читать это стихотворение? Объясните почему? (ответы детей) - Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение) - Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят) - А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем чтение). - А сейчас послушайте аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» Сравните ваше чтение. ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» - Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению? (ответы детей) Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…» - Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему? - Какое название вы могли бы дать этой картине? (ответы детей) - А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант… (ответы детей) - Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…» Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина? ЗВУЧИТ аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (Да. Они совпадают по настроению.) Чем? - Давайте разберем слова, которые вам непонятны. |
- уметь читать произведения вслух и про себя; - уметь читать выразительно; - понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. |
Познавательные: - уметь извлекать информацию их иллюстраций, текста; Коммуникативные: - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: - уметь высказывать своё предположение. Личностные: - уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Давайте узнаем, что значат эти слова. (Определение читает учитель) Риза – облачение, одежда священника при богослужении. Утес – высокая скала. |
|
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа в парах - А сейчас прочитайте друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении вашему партнёру. Оцените партнера. |
- уметь читать выразительно. |
Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка Мы сидели, мы сидели, Наши спинки занемели. Постоим немножко, Поглядим в окошко. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть. |
|
|
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Викторина - Теперь ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова»:
А) Ясная Поляна Б) Москва В) Петербург
А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г. Б) 21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г. В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.
А) Веселье, радость Б) Страх В) Печаль
А) Зеркало и обезьяна Б) Мартышка и очки В) Утёс |
|
Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других; |
5. Домашнее задание |
|||
- Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке? - Понравились ли вам его стихотворения? - Что нового узнали на уроке? - Вам понравился урок? - Поднимите зеленые карточки если да, желтую – если не очень, оранжевую – если нет. - А теперь поднимите руки те, кто оценивает свою работу на уроке на отлично. - На хорошо. - На удовлетворительно. - Те, которые совсем не работали на уроке. |
- понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. |
Регулятивные: - уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |