Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: _Литературное чтение_Н. Носов_На горке

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Н. Н. Носов "На горке"

Цель урока: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова "На горке".

Планируемые результаты:

Предметные:

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - составление план текста; - пересказ текст от лица главного героя; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

Личностные:

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться.

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ия Барт* , Чуков*кий К*рней, Михалко* Сергей.

- Какое получается слово из недостающих букв? (Носов).

- Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? (Ответы детей).

- А теперь давайте с вами познакомимся с биографией Н. Н. Носова.

– Какие  произведения этого автора вы знаете? (Ответы детей).

– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать.

- А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…

Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н        К Е Г О Р   


Дидактические материалы:

Н. Н. Носов "Живая шляпа"

 Умение формулировать ответы на вопросы;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».  

– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку).

– Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (Ответы детей).

– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

– Ребята, а вы любите бывать на горке?

– Почему?

– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Ответы детей).


 - Умение работать с толковым словарем;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)

СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал).


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по цепочке

– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.

– Чьё чтение вам понравилось больше всего?

– Кому понравился рассказ?

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?


 

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные: – осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)


 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья).

– Что делали ребята? (Строили горку).

– Прочитайте, как они строили горку.

– А что делал Котька, когда ребята трудились? (Смотрел в окно).

– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься).

– Какой он? (Хитрый).

– Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Пришел на горку).

– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться).

– Что из этого вышло? Прочитайте.

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег).

– Понравилось ли Котьке работать? (Да).

– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).

– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? (Ответы детей).

– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? (Ответы детей).

– Вы правильно справились с заданием.


 умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана произведения

– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

•         Строительство горки ребятами.

•         Хитрец на скользкой горке.

•         Котька посыпает горку песком.

•         Ребята заставили товарища работать.

•         Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?


  - составлять план текста;

- пересказывать текст от лица главного героя;


 

регулятивные:
– контроль и объективная оценка своих действий.
– работа по плану;
познавательные:
– умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

5. Домашнее задание

  Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ

ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:

•         Развеселить читателя.

•         Подшутить над кем-нибудь.

•         Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

•         Разбудить фантазию.

•         Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

 Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке:

–  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


-  умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.