Название ТКУ: _Литературное чтение_Н. Носов_На горке
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Н. Н. Носов "На горке"
Цель урока: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова "На горке".
Планируемые результаты:
Предметные:
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - составление план текста; - пересказ текст от лица главного героя; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;
Личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке |
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками регулятивные: обеспечение учащимся их учебной деятельности |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться. Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ия Барт* , Чуков*кий К*рней, Михалко* Сергей. - Какое получается слово из недостающих букв? (Носов). - Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? (Ответы детей). - А теперь давайте с вами познакомимся с биографией Н. Н. Носова. – Какие произведения этого автора вы знаете? (Ответы детей). – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. - А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться… Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р Дидактические материалы: Н. Н. Носов "Живая шляпа" |
Умение формулировать ответы на вопросы; |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». – Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». – А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. – Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. – Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку). – Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (Ответы детей). – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. – Ребята, а вы любите бывать на горке? – Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Ответы детей). |
- Умение работать с толковым словарем; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа – Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. – Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал). |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке – Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. – Чьё чтение вам понравилось больше всего? – Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? |
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; |
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся.) |
|
|
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья). – Что делали ребята? (Строили горку). – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились? (Смотрел в окно). – Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься). – Какой он? (Хитрый). – Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Пришел на горку). – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. – А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться). – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). – Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег). – Понравилось ли Котьке работать? (Да). – Подтвердите словами из текста… – Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше). – Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи) – Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? (Ответы детей). – Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. – Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? (Ответы детей). – Вы правильно справились с заданием. |
умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Составление плана произведения – Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План • Строительство горки ребятами. • Хитрец на скользкой горке. • Котька посыпает горку песком. • Ребята заставили товарища работать. • Котьке понравилось трудиться. – Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки? |
- составлять план текста; - пересказывать текст от лица главного героя; |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: ДРУЖБА ЗЛО ТРУДОЛЮБИЕ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ЗАВИСТЬ – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: • Развеселить читателя. • Подшутить над кем-нибудь. • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. • Разбудить фантазию. • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? – Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке: – У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. – А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |