Название ТКУ: Литературное чтение_Сказка_Каша из топора
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Сказка "Каша из топора"
Цель урока: Познакомить детей со сказкой "Каша из топора".
Планируемые результаты:
Предметные:
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с толковым словарем. - Умение определять вид сказок; - Умение работать с пословицами; - Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения.
Личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Прозвенел уже звонок Начинаем мы урок. - Проверьте готовность к уроку литературного чтения. |
|
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - обеспечение учащимся их учебной деятельност; |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Много жанров есть на свете - О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка). - Сегодня на уроке продолжаем работать над сказками. - Мы будем не только читать, и работать с текстом, но постараемся мыслить, делать логические выводы. - Какие сказки передавали из уст в уста. (Передавали издавна из уст в уста народные сказки.) - Назовите другую группу сказок? ( Авторские ). - Какие виды сказок еще вы знаете? (Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Сказки про животных – главные герои – животные.) - Отгадайте сказку и определите вид. 1)Летела стрела и попала в болото. 2)Вымолвил словечко – Покатилась печка Прямо из деревни К парню да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю. («По щучьему велению». Волшебная сказка.) 3) Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три медведя». Сказка о животных). 4)Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко, Не послушался кота, Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса». Сказка о животных) 5)Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Волшебная сказка) 6)Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! («Снегурочка». Волшебная сказка) 7)Какая сказка, нам секрет открой, Где говорилось: Спи, глазок, и спи другой!»? («Крошечка-Хаврошечка». Волшебная сказка.) - Молодцы, ребята! Справились с заданием. А теперь отгадайте следующие загадки. Крупу в кастрюлю насыпают, 2. Из крупы ее сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак... (каша) 3. Замечательный дружище, (топор). -Это топор. Для чего нужен топор? (дрова рубить). - Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? (Про топор, про кашу.). - Попробуем предположить тему урока? (Ответы детей). Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой “Каша из топора”. - Скажите, а так бывает, чтобы кашу из топора варили? (Нет, топор не варят.) - А я читала про один такой случай, хотите о нём узнать? (Да). - Говорят славная каша получилась! |
- Умение определять вид сказок; |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. - К какому виду отнесем эту сказку? (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей). - Давайте, вспомним, о чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.) - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. - Откройте учебники на стр. 56. Прочитайте название сказки. - Можно ли по названию сказки определить главных героев? |
- Умение формулировать ответы на вопросы; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - А перед чтением сказки, сначала найдем значение некоторых слов в толковом словаре. служивый - солдат, военнослужащий; побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время; притомиться - устать; изба - деревянный, крестьянский дом; вдоволь - достаточно; варево - горячее жидкое кушанье, похлебка; чулан - помещение в доме, служило кладовкой; сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса; котел - большой металлический сосуд для варки пищи; коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка. (Чтение сказки учителем). |
- Умение работать с толковым словарем; |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Понравилась сказка? (Ответы детей). - Почему солдат постучал в избу? (Солдат шёл с побывки, и решил отдохнуть). - Кто там жил? (Старуха). - Что попросил солдат у старухи? (Что нибудь перекусить). - Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.) - Что придумал солдат? (Сварить кашу из топора). Что он сначала попросил у старухи? (Котел). А потом? (Соль, крупа, масло). - Что получилось у солдата сварить из топора? (Кашу). - Как вы думаете, почему он так поступил? (Ответы детей). |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка Раз, два - мы считаем И шагаем, и шагаем. Три – четыре, три – четыре Руки в стороны пошире. А теперь все потянулись, Оглянулись, улыбнулись. Вместе дружно все присели, Потом встали, полетели. |
|
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Соотнесение идеи произведения с пословицами - Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. - Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке? - Смекнешь да схитришь - врагов победишь. - Сметка дороже всего. - Глупый киснет, а умный все промыслит. - Почему вы выбрали именно эту пословицу? (ответы детей). |
- Умение работать с пословицами; |
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение - Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте. - И как отвечает ему старуха. Прочитайте. - У вас на парте лежат силуэты героев сказки. Давайте дадим характеристику героям. - Дайте характеристику солдату. Какой он? (Ответы детей). - Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная. - Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается». |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Подготовиться к чтению по ролям. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - С какой новой сказкой познакомились на уроке? ("Каша из топора"). - Ваше отношение к поступку героя? (Ответы детей). - Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему? - Покажите свое настроение с помощью человечков. |
|
регулятивные: |