Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Сказка_Каша из топора

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Сказка "Каша из топора"

Цель урока: Познакомить детей со сказкой "Каша из топора".

Планируемые результаты:

Предметные:

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с толковым словарем. - Умение определять вид сказок; - Умение работать с пословицами; - Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения.

Личностные:

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок.

- Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

 

 -

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-

обеспечение учащимся их учебной деятельност;

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

- О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка).

- Сегодня на уроке продолжаем работать над сказками.

- Мы будем не только читать, и работать с текстом, но постараемся мыслить, делать логические выводы.

- Какие сказки передавали из уст в уста. (Передавали издавна из уст в уста народные сказки.)

- Назовите другую группу сказок? ( Авторские ).

-  Какие виды сказок еще вы знаете?

(Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.)

- Отгадайте сказку и определите вид.

1)Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(«Царевна – лягушка». Волшебная сказка).


2)Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К парню да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

(«По щучьему велению». Волшебная сказка.)


3) Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя». Сказка о животных).


4)Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, Петух и Лиса». Сказка о животных)


5)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Волшебная сказка)


6)Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(«Снегурочка». Волшебная сказка)


7)Какая сказка, нам секрет открой,

Где говорилось:

Спи, глазок, и спи другой!»?

(«Крошечка-Хаврошечка». Волшебная сказка.)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием. А теперь отгадайте следующие загадки.


Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(каша)


2. Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак... (каша)


3. Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе.

(топор).

-Это топор.

 Для чего нужен топор? (дрова рубить).

-  Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? (Про топор, про кашу.).

- Попробуем предположить тему урока? (Ответы детей).

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой “Каша из топора”.

- Скажите, а так бывает, чтобы кашу из топора варили? (Нет, топор не варят.)

- А я читала про один такой случай, хотите о нём узнать? (Да).

- Говорят славная каша получилась!

 


 - Умение определять вид сказок;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 - Сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил.

- К какому виду отнесем эту сказку? (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей).

- Давайте, вспомним, о чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Откройте учебники на стр. 56. Прочитайте название сказки.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?


 - Умение формулировать ответы на вопросы;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- А перед чтением сказки, сначала найдем значение некоторых слов в толковом словаре.

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

притомиться - устать;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

(Чтение сказки учителем).


- Умение работать с толковым словарем;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Понравилась сказка? (Ответы детей).
- Чем понравилась? (Ответы детей).

- Почему солдат постучал в избу? (Солдат шёл с побывки, и решил отдохнуть).

- Кто там жил? (Старуха).

- Что попросил солдат у старухи? (Что нибудь перекусить).

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.)

- Что придумал солдат? (Сварить кашу из топора).

Что он сначала попросил у старухи? (Котел). А потом? (Соль, крупа, масло).

- Что получилось у солдата сварить из топора? (Кашу).

- Как вы думаете, почему он так поступил? (Ответы детей).


 - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

- Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

                     Раз, два - мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.


 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Соотнесение идеи произведения с пословицами

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

- Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

- Сметка дороже всего.

- Глупый киснет, а умный все промыслит.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу? (ответы детей).


- Умение работать с пословицами;

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как отвечает ему старуха. Прочитайте.

- У вас на парте лежат силуэты героев сказки. Давайте дадим характеристику героям.

- Дайте характеристику солдату. Какой он? (Ответы детей).

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.

- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается».



-  умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

5. Домашнее задание

  Подготовиться к чтению по ролям.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- С какой новой сказкой познакомились на уроке? ("Каша из топора").

- Ваше отношение к поступку героя? (Ответы детей).

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?

Почему?

- Покажите свое настроение с помощью человечков.


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.