Название ТКУ: Литературное чтение _Некрасов_Дедушка Мазай и зайцы
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Цель урока: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Планируемые результаты:
Предметные:
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; Знакомство с рассказом Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы». Умение находить в тексте слова, характеризующие героев произведения. - Умение работать со словарем
Личностные:
личностные: – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Половодье – весенний разлив реки от таяния снега. Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ». С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье). -Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление. |
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Как чувствуют себя животные во время половодья? (страдают). - Как думаете, как проявляет себя главный герой в этой ситуации? (спасает, помогает животным). - Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? - У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации? -Какое противоречие вы заметили? (Ответы детей). -Какой у вас возник вопрос? - Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья? -Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается? -На этот вопрос нам и предстоит ответить. |
- Умение работать со словарем |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику. -Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев). -Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да). -Какие слова для вас непонятны? Т. к. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, гинут Проверим результат вашей поисковой деятельности. (слова прочитываются вслух). - Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы. - Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять. |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.) -В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? (Ответы детей). - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От чьего лица ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая. -Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения. -Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за дровами. - Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая? – Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? - Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…) -Жалко ли вам зайчиху? Почему? ( ей было тяжелее других). - Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…) – Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.) - Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.) - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? - Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег. - Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (С Богом!) - Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?(Ответы детей). - О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? Каким был человеком Дедушка Мазай? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья). -Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая. - Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. - На столах лежат листы со словами, наклейте то, что считаете нужным. Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных;злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. (Дети представляют свою работу). |
Умение работать со словарем. |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дедушка Мазай и зайцы). - Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью) - Как автор относится к Деду Мазаю? (Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он тоже любит животных.) - Что еще нового вы узнали? (Ответы детей). -Что такое половодье? -Значение трудных слов. -Познакомились с репродукцией картины. - Как бы вы поступили на месте главного героя? (Ответы детей). -Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка? (Ответы детей). Тест – игра Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест. « Найдите ошибки в строках». В нашем болотистом, низменном крае У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого. Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось. Серый заяц – считаю, что не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке. (Наклеить в лодку) Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то поступите так же. Судя по тому , каких зайцев вы посадили в лодку, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы! |
Умение находить в тексте слова, характеризующие героев произведения. |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; |
регулятивные: |