Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение _Некрасов_Дедушка Мазай и зайцы

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Цель урока: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Планируемые результаты:

Предметные:

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; Знакомство с рассказом Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы». Умение находить в тексте слова, характеризующие героев произведения. - Умение работать со словарем

Личностные:

личностные: – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).

-Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление.


 

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок;

- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Как чувствуют себя животные во время половодья? (страдают).
- Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.

- Как думаете, как проявляет себя главный герой в этой ситуации? (спасает, помогает животным).

- Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю?

- У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации?

-Какое противоречие вы заметили? (Ответы детей).

-Какой у вас возник вопрос?

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?

-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить.


- Умение работать со словарем

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику.

-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев).

-Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да).

-Какие слова для вас непонятны?

Т. к. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, гинут

Проверим результат вашей поисковой деятельности.

(слова прочитываются вслух).

- Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.

- Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять.


 

-  умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? (Ответы детей).

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.

-Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения.

-Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за дровами.

- Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)

-Жалко ли вам зайчиху? Почему? ( ей было тяжелее других).

- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…)

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.

- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (С Богом!)

- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?(Ответы детей).

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? Каким был человеком Дедушка Мазай? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

-Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая.

- Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю.

- На столах лежат листы со словами, наклейте то, что считаете нужным.

Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных;злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.

(Дети представляют свою работу).


 Умение работать со словарем.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дедушка Мазай и зайцы).

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)

- Как автор относится к Деду Мазаю? (Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он тоже любит животных.)

- Что еще нового вы узнали? (Ответы детей).

-Что такое половодье?

-Значение трудных слов.

-Познакомились с репродукцией картины.

- Как бы вы поступили на месте главного героя? (Ответы детей).

-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка? (Ответы детей).

Тест – игра

Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.

« Найдите ошибки в строках».

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы 
граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда 
босая (косая),
Весь 
городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, 
мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится 
лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней 
в кустах (в реке) очутились.
Тут мои 
кролики (зайчики) точно сбесились…

У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.

Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.

Серый заяц – считаю, что не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке. (Наклеить в лодку)

Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то поступите так же.

Судя по тому , каких зайцев вы посадили в лодку, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!


 Умение находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Выразительное чтение стихотворения.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа


-  умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.