Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Технологическая карта №1

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

Цель урока: Познакомить с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения).

Планируемые результаты:

Предметные:

имеют представление о площади фигур, умеют определять площади разных фигур различными способами ( « на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, с использованием мерки; знание компонентов и результата действия умножения и деления.

Личностные:

проявление интереса к предметно – исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: – контроль и коррекция, через поиск и исправление ошибок; – высказывать свое предположение (целеполагание); – прогнозирование. Познавательные УУД: – логическое, обобщение и классификация; – логическое обобщение, через использование знаково – символические средства; – информационный поиск; – формулировка выводов; – самостоятельное выделение – формулирование познавательной задачи, формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: – слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; – в рамках совместной учебной деятельности слушать других; – высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 Включение в деловой ритм.

– Ребята, улыбнитесь  друг другу, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!»

– Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.

 

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

1) Игра «Исправь ошибку».

Петя Иванов из 2 «Б» класса перепутал наименования чисел. Поможем ему исправить ошибки.

а) Петя записал, что длина муравья равна 6 м. – Какое наименование будет правильным? (6 мм)

б) Высота слона 3 см. Исправите ошибку. (3 м)

в) Длина ручки равна 1м 3дм. (1дм 3см)

2) Найди «лишнее» число в каждом ряду.

а) 8,16,24,32,40,48,56,60,64,72,80 (60 лишнее, результаты табличного умножения числа 8)

б) 9,18,27,36,45,54,63,72,75,81,90 (75 лишнее, результаты табличного умножения числа 9)

3) Игра «Кто больше придумает имен».

На доске помещаются фигуры. (Многоугольник, трапеция, четырехугольник. Многоугольник, четырехугольник, прямоугольник)

4) Отгадайте ребус.

(Площадь)

5) Значение слова «площадь».

– Многие слова в русском языке имеют несколько значений?

– Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

– Наша самая главная площадь? (Площадь – незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы. Красная площадь в Москве)

– Вторая группа зачитает нам другое значение слова. (Площадь – это пространство, помещение предназначенное для какой – нибудь цели. Жилая площадь)

– Третья группа. Есть еще значение этого слова. (Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например, площадь фигуры)


 

Знание компонентов и результата действия умножения и деления.

 

регулятивные:
– прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы; 
  – осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? (Площадь)

– Зная тему урока, попробуем сформулировать задачи. Организую совместного составления  плана действий.

Предлагаю детям опорную запись.

Познакомимся…..

(Познакомимся с понятием площадь)

Научимся…….

(Научимся определять площади разных фигур, узнаем способы)

Применим…..

(Применим новые знания на практике)

Дети предлагают варианты.

– Глядя на эти  геометрические  фигуры,  вы можете определить, какая площадь занимает больше места? (Трапеция)

– Каким способом вы смогли сравнить площадь данных предметов? (На глаз)

–  В этом случае говорят, что площадь трапеции больше, чем площадь прямоугольника. Можно сказать, что площадь прямоугольника меньше, чем площадь трапеции.

Положите перед собой учебник и тетрадь.

– Что вы можете сказать об их площади? (Площадь тетради меньше, чем площадь учебника)

– Как определили? (Это можно определить на глаз, а можно положить тетрадь на учебник. Тетрадь вся поместилась внутри площади учебника. Поэтому площадь учебника больше, чем площадь тетради)

–  Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены? (Да)

– Ковер лежит на полу и полностью его закрывает. Площадь ковра и площадь пола равны? (Да)

– Ребята, часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя.

– Сравните вырезанные из бумаги прямоугольник и квадрат (незначительно отличающиеся по площади, размер квадрата 4∙4 дм, прямоугольника 5∙3 дм, фигуры с обратной стороны разбиты на квадратные дециметры – мерки.)

– Выслушав различные предположения, учитель поворачивает фигуры той стороной, на которой сделана разбивка на квадраты – мерки.

(Дети убеждаются в том, что если фигуры состоят из одинаковых квадратов (одинаковое кол-во мерок), то площадь той фигуры больше (меньше), которая содержит больше (меньше) квадратов (мерок)).

– Сосчитайте, сколько одинаковых квадратов (мерок) содержит каждая фигура. (Квадрат 16, а прямоугольник 15 одинаковых квадратов)

– Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли? (На глаз, наложением и с помощью одинаковой мерки)


Имеют представление о площади фигур, научатся определять площади  разных фигур различными способами  ( « на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, с использованием мерки

 

регулятивные:
– прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы; 
 – осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

Работа по учебнику, страница 57 №1. На рисунке изображены  фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажи, что их площади равны.

Организую  работу в группе

Задание для группы №1.

– Среди фигур найдите равные по площади фигуры (Представлены различные фигуры)

– Выпишите их номера.(№1 и №6, №3 и №8, №2 и №5)

– Назовите способ сравнения площади, который использовали (Способ сравнения площадей «на глаз»)

Задание для группы «№2.

– Выберите, что больше:

1. Площадь стены или классной доски

2. Площадь тетради или учебника

3. Площадь окна или стены (Площадь стены больше площади классной доски, площадь тетради меньше площади учебника, площадь окна меньше площади стены)

– Придумайте 2-3 примера на сравнение площадей (Площадь крышки стола больше площади учебника, площадь линейки меньше площади тетради)

Задание для группы №3.

– Среди фигур, представленных на рисунке, сначала найдите фигуры, равные по форме, а затем фигуры, равные по площади. Дополните рисунок фигурой отличной по форме, но равной по площади.

Организует взаимопроверку деятельности учащихся (Наша группа выполняла задание – искала среди представленных фигур равные по форме. Это1 и 4. И равные по площади. Это 1,3,4. Представили свою фигуру)


 

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания (Предложены различные фигуры)

а) Срав­ни на глаз пло­ща­ди фигур: 1 и 2, 3 и  4, 5 и 6. 

б) Срав­ни пло­ща­ди фигур спо­со­бом на­ло­же­ния.

в) Срав­ни пло­щадь фи­гу­ры с по­мо­щью за­дан­ной мерки.


 

 

регулятивные: 

- принимают и сохраняют учебные задачи.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Вспомните, какие задачи ставили перед собой.

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Какие задания были особенно интересны?

– Оцените свою работу на уроке.

Я узнал (а)…..

Я научился (ась)…..

Чему еще буду учиться…

Взаимное обсуждение оценок за урок.


 

 

 познавательные: 
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения.