Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Единица площади – квадратный дециметр

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Квадратный дециметр

Цель урока: Познакомить с единицей измерения площади — квадрат­ным дециметром.

Планируемые результаты:

Предметные:

Повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см², закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот.

Личностные:

• Интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач; • навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; • выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Познавательные УУД: • кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме; • классифицировать объекты по разным основаниям. Коммуникативные УУД: • принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; • допускать существование различных точек зрения; • использовать в общении правила вежливости.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

- Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам  в успешной  работе: «Умеешь сам – научи другого». Дети хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

- А что такое «кв.см»? (квадрат со стороной 1 см) Изобразите его в своей тетради.

Нам интересная предстоит работа, это задания для устного счёта.

1) Математический диктант.

Вычислите произведение чисел 4 и 8 (32)

  1. Увеличьте число 8 в 6 раз (48)
  2. Уменьшите число 40 в 4 раза (10)
  3. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм? (2 м)
  4. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15? (5)
  5. Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см? (8 см)
  6. Сколько см в 1 дм? (10 см)
  7. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили? (12 кг)
  8. 1 множитель - 9, 2 множитель - 8, вычислите произведение. (72)
  9. Вычислите частное чисел 48 и 6. (8)

- На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и действительные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
- Подчеркните действительные числа. Среди действительных назовите лишнее. (12 кг)

2) Индивидуальная работа. (У доски работают 2 человека)

1. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

2. Выполни преобразования:

1 см = … мм 65 см = … дм…см

1 дм = … см 27 мм = …см…мм

1 м = …дм 8м 9дм = … дм

- Что измеряем этими единицами? (Длину)

- Можем ли мы этими единицами выразить площадь фигуры? Почему?

- Какую единицу измерения площади вы знаете? (кв.см)

- А что такое «кв.см»? (Квадрат со стороной 1 см) Изобразите его в своей тетради.

.


 

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза; 
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Работа в парах:

1) Знакомство с квадратным  дециметром.

- Положите перед собой белый прямоугольник и достаньте из конверта маленький желтый квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)

- Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника.  Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)

- Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)

- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
- В конверте  есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)

- А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
- А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
- Как по другому записать 10 см? (1 дм)

10 см = 1 дм (СЛАЙД, запись в тетради)

- Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

Сформулируйте тему урока и чему мы должны научиться (познакомиться с квадратным дециметром, узнать, как он связан с квадратным сантиметром, учиться решать задачи с использованием новой единицы площади).

2) Работа с учебником

- Чтение объяснения на странице 66.

- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
- Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).

Повторение правил работы в группе (СЛАЙД)

Измерьте сколько полных дм2 (СЛАЙД)

1 группа – обложка учебника математики

2 группа – поверхность стула

3 группа – поверхность картины

4 группа – платок

 


 

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Работа в группах.

Задание для групп на карточках. Дети самостоятельно читают задание.

Даны единицы измерения: м, кг, см², км, т, см, м², мм, г, мм², дм

1.Назовите одним словом.

2.Распределите на группы.

3.Назовите каждую группу.

После выполнения задания в группах проверка на СЛАЙДЕ.

1.Единицы измерения.

2. м кг см²

км  м²

см мм²

мм

дм

3. единицы единицы единицы

длины массы площади

- Какой единицы измерения не хватает? (дм²)

- Что такое дм²? (Это квадрат со стороной 1 дм)

- Начертите в тетради квадрат со стороной 1 дм. Как этот квадрат можно назвать?

- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

- Какая единица площади меньше дм²? (см²)

- Начертите 1см² внутри вашего квадрата. Сколько таких квадратов поместится в квадратном дециметре? (Много; 100 см²)

- Найдите сколько квадратных сантиметров в 1 квадратном дециметре. Какие способы есть?

- Мы разбили квадратный дециметр на квадратные сантиметры и пересчитали. У нас получилось 100 квадратных дециметров.

- Мы тоже разбили на квадратики, посчитали сколько квадратиков в строке и умножили на количество строк, получилось 100 квадратных сантиметров.

- А мы нашли площадь квадрата. Мы знаем, что 1 дм=10 см. Умножили длину на ширину и получили 100 см²

Вывод: тремя различными способами у нас получилось одно и тоже число.

1 дм ²= 100 см² (табличка вывешивается на доске).

- Достигли мы цели? (Мы только узнали, что в 1 дм²=100 см². А нам ещё нужно научиться применять знания при выполнении заданий)

Применяя новое знание, выполните задание: (СЛАЙД)

Соедини линиями равные друг другу именованные числа

1 дм² 8 дм²

10 дм² 2900 см²

29 дм² 100 см²

800 см² 5 дм²

500 см² 1000 см²

2) Задача № 3 с. 66

- Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?

- В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)

- Почему? (Зеркало большое)

(Ученик у доски решает с объяснением).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот.

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Ребусы с. 67 по учебнику

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу? Оцените свою работу на уроке.

Закончите предложение:

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно…

Я почувствовал(а) …

Я приобрел(а) …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Мне хотелось…

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие темы мы повторили?


 

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы).