Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: А. А. Блок. "Россия", 4 класс, литературное чтение

УМК: Начальная школа 21 века

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: А. А. Блок. "Россия"

Цель урока: Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»; учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся. Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся. Воспитательные: вос­питывать внимательное отношение к окружаю­щим; любить свою Родину.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные:

Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст. Коммуникативные – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 - Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

 

 Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель:

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Ответы учеников.



 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Просматривание видеоролика со стихотворением о Родине.

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

 - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на   

      полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

     ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

      одному конверту.)

    - Соберите и объясните пословицу:

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине - России).

     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).

    - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Послушаем стихотворение А. В. Жигулина "О, Родина!..." и посмотрим иллюстрации к произведению.

Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.

Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные

Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке.


Дидактические материалы:

А. В. Жигулин "О, Родина!.."

 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Диалог с автором

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл.

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало?

Самостоятельное чтение стихотворения.

- Какие чувства испытывает поэт к России?

Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

-В тексте встретились новые слова: (читают)    

 - Чем Россия является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)

Какие поэт использует олицетворения? Для чего?

 - «И невозможное возможно, дорога долгая легка». Почему утомительная, тоскливая дорога становится легкой?

Подберите синоним к слову долгая.

-Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется?


 

 

личностные:
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

- проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно.

Учитель:

Выполнение упр. № 1. «Проталинки»


 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в письменной форме.

 

5. Домашнее задание

Прочитайте задания на дом.

Выберите то, что вам по силам.

  1. Прочитать стихотворение 3 раза.

  2. Подготовиться к выразительному чтению.

  3. Выучить наизусть отрывок.

 

Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания.

Проявление творческих способностей детей.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель:

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке.



 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.