Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Квадратный дециметр и квадратный сантиметр

УМК: Перспективная начальная школа

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Квадратный дециметр и квадратный сантиметр

Цель урока: ознакомить с понятием «квадратный дециметр» как новой единицей площади, установить соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Способствовать развитию речи, сравнительных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные:

повторить формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата на основе опорных знаний вывести понятие квадратный дециметр

Личностные:

формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли важные гости. Они будут наблюдать за нашей работой на уроке. Несмотря на гостей, вы должны сохранять спокойствие, уверенность в своих силах и работать в обычном режиме.

-Проведем аутотренинг. Закройте глазки и повторяйте за мной:

Я спокоен!

Я хочу получить новые знания!

Я смогу их получить!

-Откройте свои тетради и запишите число, "Классная работа".

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Занимательные упражнения

- Ребята, сейчас нас с вами ждет немного иная форма работы. Мы с вами решим ряд примеров, которые я напишу - самостоятельно, а тот, кто первым закончит их выполнение напишет решение на доске. Проверка правильности решения на доске.

81 : 9 ∙ 4 : 6 ∙ 7 – 14 : 4 ∙ 8 = ? [56]

41 – 25 : 4 ∙ 8 + 16 : 8 ∙ 4 : 8 = ? [3]

7 ∙ 7 – 24 : 5 ∙ 8 : 4 ∙ 3 : 6 = ? [5]


- знания о соотношении единиц измерения длины

–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устная работа

- Следующий вид работы, которая нам предстоит, мы будем выполнять в группах. Итак, слушаем задание. Я прочитаю текстовую задачу, ваша цель назвать мне знак, с помощью которого вы можете решить эту задачу. Знаки: ∙ : + -

- Саша купила 5 открыток по 8 руб. Сколько денег она заплатила? ( ∙ )

- Из 9 мотков шерсти связали 3 жилетки. Сколько мотков идет на одну жилетку? ( : )

- Стороны прямоугольника 5 см и 9 см. Найдите его площадь. ( ∙ )

- Было 9 мотков шерсти. Истратили 3 мотка. Сколько мотков шерсти осталось? ( - )

После каждого ответа на слайд или доску выводится правильный ответ и детей сравнивают свои ответы с ответом на доске.

 


- умение решать примеры на умножение и деление, правильно расставлять скобки.

- пошаговый и итоговый контроль собственных действий;  
- формулирование мыслей в устной форме.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Иллюстрирование словесное

- Следующее задание вам предстоит выполнить самостоятельно, а когда я соберу ваши тетради, я проверю ее и оценю вашу работу.

Вам необходимо решить 2 примера, правильно расставить скобки.
На интерактивную доску выводится верный вариант решения, дети сравнивают свои ответы.

7 ∙ 3 + 3 ∙ 5 – 5 ∙ 6 = ? [6]

30 : 5 : 3 – 18 : 9 = ? [0]


- умение правильно выбирать арифметические знаки и решать примеры.

–последовательная реализация поставленной задачи; 
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

На столах у детей мерка 1 квадратный сантиметр и лист с нарисованной фигурой.

- Как найти площадь фигуры? Каким способом воспользуемся? (По формуле нельзя – это не прямоугольник. Нужно укладывать внутри фигуры мерку.)

- Сколько мерок вошло? Назовите площадь фигуры.

(На доске нарисована большая фигура)

- Как измерить площадь этой фигуры? Можем ли мы вычислить ее по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)

- Можно ли измерить с помощью мерки? (Трудно. Мерка маленькая, фигура большая. Долго укладывать, можно ошибиться.)

- Какой выход предлагаете? (Взять мерку больше.)

- Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока (Знакомство с новой единицей измерения площади) 

- Это мерка со стороной 1 дм. Как она называется, как вы думаете? (Квадратный дециметр.)

 

- Учащиеся получают мерку 1 дм2 и измеряют площадь большой фигуры.

-Давайте в тетрадях начертим фигуру плащадью 1 дм2


- умение выбора порядка арифметических действий.

 –последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).

– А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
– Посчитайте. (100 кв. см)

1 кв. дм = 100 кв.см   
 – Итак, что мы сейчас узнали? (Как кв. дм связан с кв. см) 


- знания о новой единице измерения площади квадратный дециметр.

–нахождение ответов на вопросы; 
–осуществление анализа и синтеза; 
–построение рассуждения; 
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

- Ребята, у нас в кабинете висит репродукция картины И.Шишкина "Рожь" (Краткая информация о художнике). Я предлагаю применить ваши новые знания и измерить площадь картины в дм2. Если известно, что ее длина - 9 дм, а ширина - 7 дм. (63 квадратных дециметра). Как вы это определили? (Длину умножили на ширину)


- умение опрделять площадь фигур используя новую мерку квадратный дециметр.

- планировать последовательность операций при выполнении заданий;
- контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи; 
- анализировать объекты окружающего мира; 
- сравнивать объекты по различным признакам; 

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Сравнение

Работа проходит в парах.

Задание 2: Дан четырехугольник с шириной 8 дм и площадью 72 квадратных дециметра. Найдите длину данной фигуры.  После выполнения задания один ученик выходит к доске и записывает решение.

Задача 3: Дана фигура со сторонами 5 см. и 8 см. Найдите ее площадь. Работа выполняется в группах с последующей проверкой у доски.


Дидактические материалы:

Площадь и периметр

- умение опредлять площади фигур используя дециметр.

 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные: 
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение.


 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Сравнение

- Сравните площадь двух прямоугольников, если у первого прямоугольника длина равна  5 дм, ширина - 3 дм, а у второго длина равна 7 дм, ширина - 2 дм.


Дидактические материалы:

Площадь и периметр

- умение сравнивать фигуры и определять их площадь.

- понимать учебную задачу; 
- планировать свои действия; 
- анализировать объекты окружающего мира; 
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; 
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

5. Домашнее задание

 С. 67 № 10, № 5

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Ребята, перед вами на парте находятся три вида смайликов. Грустный смайлик- я ничего не понял на уроке, смайлик с вопросом- я не разобрался в паре заданий, и счастливый смайлик- я понял все

-Какое задание показалось вам самым сложным?

-Какое самым простым?


 

–осуществление анализа и синтеза;
ии;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.