Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение. 4 класс. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Цель урока: Познакомиться с литературным произведением В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать понятия «мир доброты», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Личностные:

Воспитывать позитивное отношение к живой природе; формировать единое понятие добра и зла; умение высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.

Метапредметные:

Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 - Добрый день!

- Наш урок я хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению».

Ж.Ж. Руссо

- Желаю вам плодотворной работы.

 

 Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. Владение навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу на уроке.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Прочитайте тему урока:

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку.

– Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки?

– Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

– Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку?


относить

произведения к жанрам художественной литературы

 регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

История создания произведения.

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у Гаршина складывалась в голове маленькая трогательная сказка.


 самостоятельно

прогнозировать
содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
–использование извлеченной из рассказа информации в процессе изучения материала;
коммуникативные:
–формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с книгой

- Где происходят события, описанные в сказке? (Цветник и дом)

- Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

- Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

- А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

- Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.

- Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)

- Что такое роза?

- Как среди такой красоты выглядела роза?

- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.

- Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

- Каким изобразил Гаршин майское утро?

- Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза?

- Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза?

- Прочитайте описание жабы.

- Какие отрицательные черты характера символизирует она?

- А о чем мечтала жаба?


 

находить
в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно
пересказывать
текст

 регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.

- Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.


формировать представление об идее художественного произведения.  

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по ролям

- Прочитаем по ролям так, чтобы отразить состояние и настроение каждого героя.

- Удалось ли ребятам передать настроение каждого героя? Оцените работу.


Выделять главное из общего. 

 личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Иллюстрирование словесное

- Работая в группе, попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану:

Группа «Роза»:

  1. Внешний вид розы.
  2. Что главное для розы в жизни?
  3. Какие чувства испытывает роза?

Группа «Жаба»:

  1. Внешний вид жабы.
  2. Что главное для жабы в жизни?
  3. Какие чувства испытывает жаба?

Группа «Мальчик»:

  1. На кого из персонажей сказки похож мальчик?
  2. Что же сближает мальчика и розу?
  3. Как автор относится к мальчику?

- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

- Зачем мальчику нужна была роза?

- А что чувствовала роза, когда ее срезали?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?


составлять
рассказ-
характеристику героя; 
составлять
устные и письменные описания

 регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

5. Домашнее задание

 На выбор:

- подготовить рисунок к сказке и озвучить его;

- подготовить творческий пересказ от лица главных героев.

 

Осознание, принятие, сохранение учебных задач.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Чему вас научил сегодняшний урок?

- Какие задачи, поставленные в начале урока, решены?

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

- Что символизирует роза? жаба?

- О чем заставляет задуматься это произведение?

- В конце урока, мне хочется, чтобы каждый прикрепил на доску картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше состояние души.


 

высказывать и
аргументировать
своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.