Название ТКУ: Литературное чтение. 4 класс. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Цель урока: Познакомиться с литературным произведением В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформировать понятия «мир доброты», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.
Личностные:
Воспитывать позитивное отношение к живой природе; формировать единое понятие добра и зла; умение высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.
Метапредметные:
Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Добрый день! - Наш урок я хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению». Ж.Ж. Руссо - Желаю вам плодотворной работы. |
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. Владение навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу на уроке. |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Прочитайте тему урока: В.Гаршин «Сказка о жабе и розе» – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку. – Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? – Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»? – Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? |
относить произведения к жанрам художественной литературы
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ История создания произведения. Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у Гаршина складывалась в голове маленькая трогательная сказка. |
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с книгой - Где происходят события, описанные в сказке? (Цветник и дом) - Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. - Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом. - А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? - Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. - Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик) - Что такое роза? - Как среди такой красоты выглядела роза? - Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац. - Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. - Каким изобразил Гаршин майское утро? - Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза? - Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза? - Прочитайте описание жабы. - Какие отрицательные черты характера символизирует она? - А о чем мечтала жаба? |
находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. - Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы. |
формировать представление об идее художественного произведения. |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по ролям - Прочитаем по ролям так, чтобы отразить состояние и настроение каждого героя. - Удалось ли ребятам передать настроение каждого героя? Оцените работу. |
Выделять главное из общего. |
личностные: |
я а в о п п у р Г |
Иллюстрирование словесное - Работая в группе, попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану: Группа «Роза»:
Группа «Жаба»:
Группа «Мальчик»:
- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? - Зачем мальчику нужна была роза? - А что чувствовала роза, когда ее срезали? - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? |
составлять рассказ- характеристику героя;
составлять устные и письменные описания |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
На выбор: - подготовить рисунок к сказке и озвучить его; - подготовить творческий пересказ от лица главных героев. |
|
Осознание, принятие, сохранение учебных задач. |
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Чему вас научил сегодняшний урок? - Какие задачи, поставленные в начале урока, решены? - С каким произведением мы познакомились сегодня? - Что символизирует роза? жаба? - О чем заставляет задуматься это произведение? - В конце урока, мне хочется, чтобы каждый прикрепил на доску картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше состояние души. |
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста
|
регулятивные: |