Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение , 2 класс

УМК: " Школа России"

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".

Цель урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

Предметные: - знать специфические особенности жанра литературной сказки; - выделять главную мысль произведения под руководством учителя; - характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков; - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; - работать с содержанием текста сказки; - читать сказку по ролям;

Личностные:

проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Метапредметные:

Познавательные умения: - определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; - определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; - формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; - читать и инсценировать сказку по ролям; - уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации); - отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп); - уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации). Регулятивные умения: - выполнять учебное действие по плану; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - излагать понятно для партнёра основное содержание сказки; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. - использовать речевые средства для представления результата деятельности

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Настроение у нас  отличное.

А улыбки дело  привычное.

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора!  

слайд 

 

 

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.

 

1.- К какой сказке подходят пословицы:

Дружба заботой да подмогой крепка..

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Что значит слово зимовье?

- Как вы  понимаете  выражение «пустились наутёк»?

- Как звери напугали волка?                                                                           -Что волк рассказал о своих страхах?                                                                                                                                                                                    - Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)

2.Чтение сказки по ролям:

-  Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- чтение текста  осознанно, выразительно и без ошибок;


- читать сказку по ролям;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

1.Подготовка к восприятию.

-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?

Сказки - это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.

2.Первичное  восприятие                                                                                                                                                                                                      -Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»? cлайд
- Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова.

Выполним словарно-лексическую работу.

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.слайд 
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой слайд 
Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье. Слайд 

Сядьте, как вам удобно слушать.

Прослушивание сказки.(аудиозапись)

Проверка первичного восприятия:

-  Что вы почувствовали? 

-Скажите эта сказка смешная или грустная?                                                -Как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка.(бабушку зовут  старушка, внучку – толстушка, курочку - клохтушка, мышку – норушка.) -Найдите абзац, в котором сказано как водоносы несут воду

 


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 

 

1.Чтение сказки по ролям:

- Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?

- Как должен читать свои слова автор?

  1. Вторичное восприятие:

Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки.

- Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» - пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
 -Для чего наши герои носили воду?

-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?

-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..

- Что вы можете сказать о зайце?
-  За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
-  Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
- Что показалось каждому со страху?

Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
- Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях,/.
- Какие люди осуждаются, высмеиваются? Кого мы называем трусом? Слайд 
- Какие пословице вы можете подобрать к сказке?

 Слайд 

 


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Викторина

Класс разбивается на 3 команды.Задаются вопросы.


  • За чем каждый день ходили герои сказки?

 За орехами 
 За ягодами 
 За грибами 
 За водой 

· Сколько людей ходило за водой?

 4 
 3 
 2 
 1 

  • Откуда брала воду бабушка?

 Из водопровода 
 Из речки 
 Из озера 
 Из колодца 

  • Откуда брала воду внучка?

 Из колодца 
 Из колоды 
 Из кувшина 
 Из крынки 

  • Что попало зайке в лоб?

 Мяч 
 Щелбан 
 Яблоко 
 Груша 

  • Кто, как показалось бабке, напал на неё?

 Волк 
 Рысь 
 Лось 
 Медведь 

  • А внучке кто привиделся?

 Медведь 
 Кабан 
 Волк 
 Лиса 

  • Кого испугалась курочка?

 Кабана 
 Рысь 
 Зайца 
 Лису 


  • А мышка кого увидела?

 Медведя 
 Волка 
 Лису 
 Кота 


  • А кого испугался заяц?

 Лису 
 Кота 
 Волка 

 4 охотников 


 

 

личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
–оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

5. Домашнее задание

 Подведение итога урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки?

- Какая основная мысль сказки?

Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусмотрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.

 Д/З:- выразительное чтение сказки и проиллюстрировать её

        - чтение сказки по ролям

 

 

 

Регулятивные:

Уметь сделать выбор

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Пиктографическая запись

Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них   своё    настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)



 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из пиктограмм;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.