Название ТКУ: Урок литературного чтения в 1-м классе
УМК: "Начальная школа ХХI века"
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Л. Н. Толстой «Косточка»
Цель урока: познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Косточка».
Планируемые результаты:
Предметные:
знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского писателя; находить в тексте описание действий героя; читать вдумчиво, выразительно;
Личностные:
познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Косточка».
Метапредметные:
-регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в совместном обсуждении; соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать свою работу на различных этапах урока; оценивать поступок героя. -познавательные УУД: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; анализировать поступки и чувства героев; -коммуникативные УУД: делиться своими размышлениями, впечатлениями; слушать товарищей по классу до конца, не перебивая; проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие;
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Приятного всем рабочего дня! Слайд2 В дорогу , девчёнки! В дорогу ,мальчишки! По лесенке знаний шагайте смелей. Чудесные тайны и добрые книжки Ступеньками будут на ней. |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (открывать тайны) -Но чтобы раскрыть эти тайны, надо подготовиться. Речевая разминка. -Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами(чтение по рядам) (чтение хорошо читающим учащимся; затем чтение хором;) Кни-га от-кры-ва-ет-ся. Рас-сказ на-чи-на-ет-ся. Ге-рой сом-не-ва-ет-ся. Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся.
-Что это записано? (предложения) -Прочитайте только последние слова в каждом предложении. Что о них можно сказать? Что заметили? (рифма) - Прочитайте первые слова в предложениях. -С какими понятиями мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Книга, герой, читатель) - С каким понятием еще не знакомы? (рассказ) -Какие цели мы можем поставить пере собой на сегодняшнем уроке? Дети выбирают нужные. (Узнать: что такое рассказ, прочитать рассказ, узнать об авторе) |
читать вдумчиво,внимательно; |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с книгой -Итак, книга открывается. - Открываем учебник на странице 34. -Прочитайте тему наших уроков по литературному чтению.(Долина рассказов: тайна за тайной.) -Прочитайте предложение под темой.(читатель, мы вступаем в Долину рассказов) -Кто нам может объяснить, что такое рассказ? (ответы детей). -Давайте, проверим и прочитаем научное объяснение слову рассказ. - Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться?(«Косточка»,с.34.) |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ Биографическая справка |
|
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Выборочное чтение И сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка».
- Итак, послушайте его и попробуйте представить все, что происходит.
Читают учитель или хорошо читающие учащиеся. - Скажите, а это произведение можно назвать рассказом? Докажите. -Кто главный герой? (мальчик Ваня) -Как вы думаете, сколько лет мальчику? -Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе? –А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? - Что они означают? Сочла – сосчитала. Горница – большая светлая комната. |
|
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке -Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани, образ отца, мамы. (читаем по цепочке) |
|
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Толстые и тонкие вопросы - Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу. – Прочитайте Они нравились. - О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) -Герой сомневается…. А как мы будем читать эти строчки? - А как бы вы поступили на месте Вани? - Так может надо было автору закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение? (ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ) - Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак…) -А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое? - Что он сказал детям? Прочитай. -Почему он так сказал? (Он хотел,чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным. Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване. ) - Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел.) -- Догадались ли другие дети? - Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Что пережил Ваня за обедом? У вас на столах есть рисунки мальчика. Представьте, что это Ваня. Выберите и наклейте, пожалуйста, выражение мальчика в начале рассказа, середине и в конце. (работа в паре, один на доске) -Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему? – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины) Друг познается в беде. Любую ошибку можно исправить. Поспешишь – людей насмешишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. – Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали? |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Дискуссия - Прочитайте последний вопрос и попытайтесь ответить на него. -Как ты думаешь, о чем хотел сказать писатель в своем произведении?( Ответы детей: Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и тд.) – Выходит, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не прочитала бы вам “Косточку”……вы продолжали бы брать без разрешения? Не признавались бы в этом? И глотали бы сливы с косточками? – Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?
Тайна в этом рассказе живет, Попробуй её разгадать, Лишь тот секрет рассказа найдёт, Кто сможет Ваню понять.
– Можно я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?(ответы детей) – Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет! – Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша? – А приятно прощать маленького? – А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные? – Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот зачем Лев Толстой написал этот рассказ. – Сложный рассказ? В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли, а дома, прочитав этот рассказ еще раз, может вы откроете еще секрет, о котором нам хотел сообщить писатель. |
|
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
|
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а в о п п у р Г |
Кластер - Ребята,оцените свою работу на уроке. Если мы достигли поставленных целей,если урок был для вас полезным, и вам понравился то покажите сливу,а если вы ничего для себя не усвоили на этом уроке,и у вас остались неприятные ощущения - то тогда покажите грушу. -Подарите эти сливы тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной. -попрошу встать детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались.
Прозвенел сейчас звонок, И закончился урок! Всем огромное спасибо за сегодняшнюю работу! |
|
регулятивные: |