Название ТКУ: Литературное чтение_М. С. Пляцковский_Ежик, которого можно погладить
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: М. С. Пляцковский «Ежик, которого можно погладить»
Цель урока: 1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. 2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения. 3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать представление об идее художественного произведения; продолжить знакомство детей с биографией и творчеством М.С. Пляцковского; познакомить детей со сказкой "Ёжик, которого можно погладить, её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».
Личностные:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.
Метапредметные:
познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение извлекать информацию из текста. коммуникативные: – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над прочитанным; –адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух тексты учебников.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Внимание! Проверь, дружок, - Ребята, послушайте песню, кто знает слова – может подпевать. Звучит песня «Улыбка» - Что чувствует человек, когда он улыбается людям и они улыбаются ему в ответ? - Я хочу, чтобы наш урок прошёл светло, радостно и принёс пользу. |
|
умение организовывать рабочее место (регулятивные); умение слушать и слышать (коммуникативные УУД). |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Не случайно сегодня мы начали урок с песни. Знаете ли вы автора этих строк? - Показ портрета. Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет? - Он сочинил стихи к детским песням «Улыбка», «Вместе весело шагать», для взрослых «Марш космонавтов», «Ягода-малина» и др. - Это Михаил Спартакович Пляцковский. Родился он 2 ноября 1935 года, окончил литературный институт имени Горького, прославился как поэт-песенник. А ещё он известен как детский писатель. Мы с вами встречались с произведением этого автора. Посмотрите на слайд и вспомните этого героя. (Показываем попугая ЭЙТЫ) - О чём пишет Пляцковский? (Работа с выставкой книг) - Кто будет героем нашего сегодняшнего произведения вы узнаете, если отгадаете загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. - Что вы знаете о ежике? - А можно ли ёжика погладить? Почему? А Михаил Спартакович Пляцковский знает ежика, которого можно погладить. Наши мнения разделились. Возникло затруднение. |
формировать представление об идее художественного произведения.
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение Ребята давай вместе знакомится с произведением Михаила Спартаковича Пляцковского. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте и не отвлекайтесь.
«Ёжик, которого можно погладить» Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но одному доброму Ежику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как. Брел Ежик по лесу. Видит: пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал: – Спасибо, мама! Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила: – Молодец? Какой у меня воспитанный сынок растет? А Ежику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ежик плачет, и спрашивает: – Кто тебя обидел? – Никто не обидел, – отвечает Ежик. – А почему тогда у тебя слезинки на глазах? – Потому, что вы Зайчонка… погладили… лапкой. – Разве тебя твоя мама не гладит? – Не гладит. Никто меня не гладит. – Я бы тебя, малыш, погладила, если бы… если бы ты не был таким колючим, – пожалела Ежика Зайчиха. – Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапку уколоть. – А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ежик. – Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно! – Возможно! – крикнул Ежик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на все свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ежик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал: – Теперь я… совсем… не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ежика. – Молодец!– сказала она. – Ах, какой находчивый Ежик растет! |
развивать внимательность |
личностные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Викторина - Какой момент вас больше всего взволновал? - Каков жанр этого произведения? - Кто главные герои? - Каким был Зайчонок? -Что значит «воспитанный»? (Словарь: воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести; - Какой была Зайчиха? - Каким вы представляете себе ежика? - Что значит находчивый? (Словарь: находчивый - умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения, сообразительный) - Что помогло ежику, чтобы его желание исполнилось? - От кого зависело исполнение желания? Что было бы, если ежик не прикладывал сам усилий? Какой вывод можем сделать? |
совершенствовать сознательность чтения |
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке -Ребята, давай еще раз вместе прочитаем сказку еще раз. -Начинаем читать с первого ряда - Ребята, я попрошу вас написать ёжику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку. На карточке: Дорогой ёжик! Пишет тебе ... |
совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения |
личностные: |
5. Домашнее задание |
|||
-Пересказать произведение. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:
|
формировать представление об идее художественного произведения; совершенствовать сознательность. |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение - Итак, ребята, с творчеством какого автора мы с вами сегодня продолжили знакомство? - С каким новым произведением познакомились? -Запомнилось ли вам произведение? И научило ли оно вас чему-то? |
|
личностные: |