Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_М. С. Пляцковский_Ежик, которого можно погладить

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: М. С. Пляцковский «Ежик, которого можно погладить»

Цель урока: 1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. 2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения. 3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать представление об идее художественного произведения; продолжить знакомство детей с биографией и творчеством М.С. Пляцковского; познакомить детей со сказкой "Ёжик, которого можно погладить, её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.

Метапредметные:

познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение извлекать информацию из текста. коммуникативные: – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над прочитанным; –адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух тексты учебников.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

- Ребята, послушайте песню, кто знает слова – может подпевать.

Звучит песня «Улыбка»

- Что чувствует человек, когда он улыбается людям и они улыбаются ему в ответ?

- Я хочу, чтобы наш урок прошёл светло, радостно и принёс пользу.

 

 

умение организовывать рабочее место (регулятивные);

умение слушать и слышать (коммуникативные УУД).

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Не случайно сегодня мы начали урок с песни. Знаете ли вы автора этих строк?

- Показ портрета. Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет?

- Он сочинил стихи к детским песням «Улыбка», «Вместе весело шагать», для взрослых «Марш космонавтов», «Ягода-малина» и др.

- Это Михаил Спартакович Пляцковский. Родился он 2 ноября 1935 года, окончил литературный институт имени Горького, прославился как поэт-песенник. А ещё он известен как детский писатель. Мы с вами встречались с произведением этого автора. Посмотрите на слайд и вспомните этого героя. (Показываем попугая ЭЙТЫ)

- О чём пишет Пляцковский? (Работа с выставкой книг)

- Кто будет героем нашего сегодняшнего произведения вы узнаете, если отгадаете загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. 

- Что вы знаете о ежике?  

- А можно ли ёжика погладить? Почему?

А Михаил Спартакович Пляцковский знает ежика, которого можно погладить. Наши мнения разделились. Возникло затруднение.


 

формировать представление  об идее художественного произведения.

 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

Ребята давай вместе  знакомится с произведением Михаила Спартаковича Пляцковского.

Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте и не отвлекайтесь.

 

«Ёжик, которого можно погладить»

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу.

Но одному доброму Ежику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брел Ежик по лесу. Видит: пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

– Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

– Молодец? Какой у меня воспитанный сынок растет? А Ежику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ежик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ежик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка… погладили… лапкой.

– Разве тебя твоя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

– Я бы тебя, малыш, погладила, если бы… если бы ты не был таким колючим, – пожалела Ежика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапку уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ежик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!

– Возможно! – крикнул Ежик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на все свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик.

Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ежик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я… совсем… не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ежика.

– Молодец!– сказала она. – Ах, какой находчивый Ежик растет!


  развивать внимательность 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Викторина

- Какой момент вас больше всего взволновал?

- Каков жанр этого произведения? 

- Кто главные герои? 

- Каким был Зайчонок? 

-Что значит «воспитанный»?


(Словарь: воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;

- Какой была Зайчиха? 

- Каким вы представляете себе ежика? 

- Что значит находчивый?

(Словарь: находчивый - умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения, сообразительный)

- Что помогло ежику, чтобы его желание исполнилось? 

- От кого зависело исполнение желания? 

Что было бы, если ежик не прикладывал сам усилий? 

Какой вывод можем сделать? 


 совершенствовать сознательность чтения

 

личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
–оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по цепочке

-Ребята, давай еще раз вместе прочитаем сказку еще раз.

-Начинаем читать с первого ряда


- Ребята, я  попрошу вас написать ёжику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку.

На карточке:

Дорогой ёжик! Пишет тебе ...


 совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

5. Домашнее задание

 -Пересказать произведение.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика.

А вопросы такие:

  1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
  2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
  3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
  4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
  5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

 


 

формировать представление  об идее художественного произведения;

 совершенствовать сознательность.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

- Итак, ребята, с творчеством какого автора мы с вами сегодня продолжили знакомство?

- С каким  новым произведением познакомились?

-Запомнилось ли вам произведение? И научило ли оно вас чему-то?


 

 

личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные:
– высказывание своего предположения.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.