Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: 1

УМК: 1

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Чего не могут взрослые? (А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Цель урока: формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения

Планируемые результаты:

Предметные:

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации

Личностные:

Уметь аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Метапредметные:

Уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректируя свою деятельность.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

«Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг!           Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут?                      Ласково треплют за ушко.
– Где ты был?          Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал!                            Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел?                       Постукивают по плечу.
– Хорошо!                             Обнимают друг друга.


 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения "Розовый слон" наизусть


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа над заголовком

  1. Чтение имени автора и заглавия, ответы на вопросы.

– Кто герой произведения? (Принц.)

– Какой он? (Маленький.) Как вы думаете, это о возрасте или о росте?

– Кто автор произведения? (Читают с правильным ударением.) Можете ли вы по фамилии предположить, где жил автор? (Во Франции.)

– Читать мы будем не всё произведение, а отрывки.


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Рассматривание книги, картин, рисунков

. Рассматривание иллюстрации.

– Расскажите, что вы видите на иллюстрации.

– Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц?


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

Лётчик, пустыня Сахара,

сломался мотор самолёта,

необыкновенный малыш.

– Какие вопросы, предположения у вас возникли?

– Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? (Историю из жизни? Сказку?)


 

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

Рассказ учителя об авторе.

– Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта.

Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже немолод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолёта. Друзья старались беречь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а

он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полёта.

Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает.

В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолёта.

Вот какую необычную книгу мы с вами начинаем читать.


 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
–использование извлеченной из рассказа информации в процессе изучения материала;
коммуникативные:
–формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельное чтение

– Прочитайте ещё раз сами и отметьте фразу, которая заставила задуматься. («...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».)

– Как вы это понимаете?


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с книгой

Чтение 1-й части (диалог с автором, комментированное чтение).

 

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории»,

где рассказывалось про девственные леса (нетронутые человеком), я увидел однажды удивительную картинку. (В Что же это за картинка?)

На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как было нарисовано. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». (П Вот что увидел герой.)

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал. (В Что же это может быть? Ответы детей.)

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. (В Интересно, почему же им должно быть страшно?)

 

 

– Разве шляпа страшная? – возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок № 2. (П Вот почему страшно.)

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. (В Как интерес к географии и истории связан с профессией летчика? Ответы детей.)

Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути. (П)

На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. (В Зачем? Ответы детей.) Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. (П) Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Интервью

Вопросы после чтения.

– От чьего лица ведётся повествование? (От лица героя, возможно, главного.)

– Что в рисунке мальчика видели взрослые?

– Какой вывод сделал наш герой? («Взрослые никогда ничего не понимают сами!..»)

– Согласны ли вы с ним?

– Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился?

– Изменилось ли его мнение о взрослых людях?

– Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»?

– Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему?

– Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.)

– Одиноко ли лётчику?

– Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему? (Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё-таки не один такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми.) Нам придётся называть его или лётчик, или «наш герой».


 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлечение необходимой информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Работа в тетради

 


 

 

5. Домашнее задание

 

Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое).

 

 

6. Рефлексия

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Знаю – Хочу знать – Узнал

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?



 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.