Название ТКУ: 1
УМК: 1
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Чего не могут взрослые? (А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц")
Цель урока: формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения
Планируемые результаты:
Предметные:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации
Личностные:
Уметь аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.
Метапредметные:
Уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректируя свою деятельность.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
«Здравствуй, друг!» – Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки. – Как ты тут? Ласково треплют за ушко. – Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи. – Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу. – Ты пришел? Постукивают по плечу. – Хорошо! Обнимают друг друга. |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение Выразительное чтение стихотворения "Розовый слон" наизусть |
|
личностные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа над заголовком
– Кто герой произведения? (Принц.) – Какой он? (Маленький.) Как вы думаете, это о возрасте или о росте? – Кто автор произведения? (Читают с правильным ударением.) Можете ли вы по фамилии предположить, где жил автор? (Во Франции.) – Читать мы будем не всё произведение, а отрывки. |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Рассматривание книги, картин, рисунков . Рассматривание иллюстрации. – Расскажите, что вы видите на иллюстрации. – Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение Лётчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолёта, необыкновенный малыш. – Какие вопросы, предположения у вас возникли? – Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? (Историю из жизни? Сказку?) |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ Рассказ учителя об авторе. – Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта. Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже немолод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолёта. Друзья старались беречь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полёта. Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает. В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолёта. Вот какую необычную книгу мы с вами начинаем читать. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельное чтение – Прочитайте ещё раз сами и отметьте фразу, которая заставила задуматься. («...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».) – Как вы это понимаете? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с книгой Чтение 1-й части (диалог с автором, комментированное чтение).
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса (нетронутые человеком), я увидел однажды удивительную картинку. (В Что же это за картинка?) На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как было нарисовано. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». (П Вот что увидел герой.) Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал. (В Что же это может быть? Ответы детей.) Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. (В Интересно, почему же им должно быть страшно?)
– Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок № 2. (П Вот почему страшно.) Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. (В Как интерес к географии и истории связан с профессией летчика? Ответы детей.) Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути. (П) На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. (В Зачем? Ответы детей.) Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. (П) Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Интервью Вопросы после чтения. – От чьего лица ведётся повествование? (От лица героя, возможно, главного.) – Что в рисунке мальчика видели взрослые? – Какой вывод сделал наш герой? («Взрослые никогда ничего не понимают сами!..») – Согласны ли вы с ним? – Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился? – Изменилось ли его мнение о взрослых людях? – Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»? – Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему? – Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.) – Одиноко ли лётчику? – Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему? (Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё-таки не один такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми.) Нам придётся называть его или лётчик, или «наш герой». |
|
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Работа в тетради |
|
|
5. Домашнее задание |
|||
Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое). |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а в о п п у р Г |
Знаю – Хочу знать – Узнал – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |
|
регулятивные: |