Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Математика

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Окружность. Круг. Диаметр окружности (круга).

Цель урока: Способствовать ознакомлению с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; научатся вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального, называть и сравнивать доли.

Личностные:

понимают значение математики в жизни и деятельности человека

Метапредметные:

овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас

 

 

понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

Игра «День и ночь».

Произносит слово «ночь». В это время читает пример из табличных случаев умножения и деления:

2 · 9 : 6 · 8 : 4 · 5

20 : 5 · 4 : 2 · 5

8 · 3 : 4 · 2 : 3 · 8

Говорит: «День». Подводится итог, какой ряд назвал больше правильных ответов.

– Наступил день, снова светит солнце!

Посмотрите внимательно на форму солнышка. Какую геометрическую фигуру она напоминает?

– Определите тему, цель сегодняшнего урока.

Корректирует ответы


 Закреплять таблицу умножения и деления

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

1. Знакомство с окружностью, кругом.

Учитель показывает вырезанный из бумаги голубой круг, ограниченный красной окружностью.

– Как называется эта геометрическая фигура?

– Красная линия, которая ограничивает круг, называется окружностью. Окружность – это граница круга. Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность и круг (можно воспользоваться рисунками на полях учебника на с. 94).

2. Игра "Круг и окружность"

Затем поочередно вызывает к доске 2–3 ученика, изображающих «точки», и дает задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу».
В первом случае ученик бежит вдоль линии, образованной детьми, а во втором случае – бегает внутри этой
линии в разных направлениях.

После этого вызывается еще одна «точка». Учитель ставит ее в центр круга.

– Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?

– Запомните: центр окружности равноудален (находится на одинаковом расстоянии) от всех ее точек.

3. Знакомство с циркулем.

Учитель знакомит учащихся с циркулем и объясняет, как им пользоваться.

Учитель чертит на доске с помощью циркуля окружность, затем показывает на чертеже центр окружности
(круга), радиусы, диаметр.


 Знакомятся с понятиями: "окружность","центр окружности",  "радиус", "диаметр". 

Учатся различать понятия: "круг", "окружность".

Знакомятся с циркулем.

 

регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование графическое

Самостоятельное построение окружности обучающимися.

Закрашивание круга. Построение радиуса окружности (круга).

Вывод: радиусы одной окружности равны.


 Учатся вычерчивать окружность с помощью циркуля, строить радиус.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–сопоставление информации, представленной в разных видах;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Сопоставление задач

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

№ 4.

На 1 кг
масла

Кол-во
масла

Всего кг
семян

Одинаковое

6 кг

30 кг

?

25 кг

Решение:

1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла.

2) 25 : 5 = 5 (кг) – масла.

Ответ: 5 килограммов масла
из 25 килограммов семян.

№ 5.

На 1 кг
масла

Кол-во
масла

Всего кг
орехов

Одинаковое

5 кг

20 кг

20 кг

?

Решение:

1) 20 : 5 = 4 (кг) – орехов на 1 кг масла.

2) 4 · 20 = 80 (кг) – орехов на 20 кг
масла.

Ответ: 80 килограммов орехов надо взять, чтобы получить 20 килограммов масла.


 Учатся решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста и таблиц;
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

5. Домашнее задание

 Учебник с. 95 №6(1-2 столбик), задание "Проверь себя".

 

 принимают
и сохраняют учебные задачи

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал...

Я могу похвалить себя за...

Мне было интересно ...

Я порадовался за..., потому что..

Мне было трудно ...


 

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.