Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Цель урока: Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям; Умение различать речь автора и слова героев басни; Умение использовать в рассуждении термины "басня", "мораль басни" и "автор"; Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.

Личностные:

Проявление творческогоотношения к процессу обучения; Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Метапредметные:

Умение находить сходство и различие между героями басни; Умение ставить цель, на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что еще не известно; Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Добрый день, ребята!

Посмотрите на меня своими лучезарными глазками,

сделаем глубокий вздох и тихонько сядем.

Ребята, я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке  литературного чтения  и  уметь  ими  воспользоваться,  нам  необходимы  определённые  личностные качества. Какие? (Ответы учащихся: внимание, старание, желание работать дружно). 

 

 Личностные: создание мотивации к уроку;

проявлять желание учиться.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И.А.Крылову). – Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных.

 

- Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали баснописца И.А. Крылова?

«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.

- О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними?

- На эти вопросы мы будем находить ответы.

А с какой басней мы сегодня познакомимся?

Попробуйте отгадать.

-Кого в литературе называют баснописцем? 

Как образовано это слово?

- Самым известным баснописцем в русской литературе является И.А. Крылов.

- Кратко расскажите биографию И.А. Крылова.

- Что такое басня?


 

 

регулятивные:
– нахождение ответов на вопросы;
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

 

Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста В. Гафта.

Что удалось передать чтецу голосом, интонациями?

Кто главные персонажи этой басни?

Какой вы увидели Стрекозу?

Как автор передает настроение и чувства Стрекозы? Какими словами он выражает свое отношение к ней?

Что изменилось в жизни Стрекозы с наступлением зимы?

 


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

 

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 

Прочитайте строки из басни. Как Муравей отнесся к беде Стрекозы? Почему он отказал ей в уюте, доме, назвал просьбу Стрекозы странной?

Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов?

Автор через образы животных показывает человеческие характеры, он осуждает лень, беспечность, хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом.

Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости.

Проведите маленький эксперимент. В своих опорных конспектах подчеркните карандашом те строки текста басни, в которых автор говорит о Стрекозе.

- Почему вы подчеркнули почти весь текст басни?

-Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости.

- Ребята, на какой вопрос мы сейчас дали ответ?

 - Найдите вывод в басне, работая в парах.

 Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.

 

Чтение басни по ролям

Учитель:- Разделите между собой роли. Представьте себе, что это событие происходит сейчас. Читайте от лица персонажа, роль которого исполняете, «добивайтесь» того, чего хочет этот персонаж. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, о чём они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами. Читающий за автора как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.

- Оцените самое удачное чтение на уроке.


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);  
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

Дети, а сейчас каждый из вас должен нарисовать фрагмент из басни, а мы потом будем отгадывать его.

Учитель предоставляет возможность каждому ребенку показать свой рисунок и высказать свою точку зрения.


Предметные:

Знание автора басни, ее содержания, героев.

Предметные:

Умение формировать понятие «басня»;

Называть признаки басни.

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

5. Домашнее задание

 Выучить басню наизусть и подобрать пословицы, которые можно соотнести к Муравью и Стрекозе.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Организация подведения итогов урока, повторения того нового, что узнали. Организация самоанализа и самооценки ученика.

Ребята, а сейчас давайте ответим на следующие вопросы:

-По каким признакам мы узнаем басню?

-Нужно ли знать эти признаки?

-Почему мы должны их знать?

Заполните анкету. Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.

-На уроке я работал активно/пассивно

-Своей работой на уроке я доволен/недоволен

-Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным

-За урок я не устал/устал

-Мое настроение стало лучше/хуже

-Материал урока мне был понятен/непонятен

-Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь в нашей работе?



 познавательные:
построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
- выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные:

- Оценивать совместно с учителем результат своих действий.