Название ТКУ: Литературное чтение 3 класс
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Повествовательное произведение в стихах. Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением Н.А.Некрасова
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с миром поэзии XIX века, новым произведением Н. А. Некрасова; научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путём включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать стихотворение
Личностные:
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Метапредметные:
познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника; регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока, варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задавать вопросы
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||||||
1. Организационный момент |
|||||||||||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу: Друзья мои, я очень рада Я знаю, каждый в классе гений, Войти в приветливый наш класс. Но без труда талант не впрок. И для меня уже награда Скрестите шпаги ваших мнений, Вниманье ваших умных глаз. Мы вместе проведем урок |
|
планировать учебное сотрудничество |
|||||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. На доске табличка с надписью «Половодье». |
Актуализация знаний, знакомство с природным явлением "половодье". |
регулятивные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассматривание книги, картин, рисунков – Рассмотрим картину И. Левитана «Весна. Большая вода». – Скажите, какое время года изображено? – Где происходит действие на картине? – Когда река выходит из берегов? – Что она может затопить? – Как это явление называется в народе? |
Расширять словарный запас, совершенствовать умение анализировать репродукцию картины |
регулятивные: |
||||||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ Рассказ учителя. – В деревне Малые Межи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюблённый в родную природу. Он большую часть своей жизни проводил на охоте, в лесу. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Летом Малые Межи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошёл дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». |
Формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Прослушивание грамзаписи – Понравилось вам стихотворение? Чем? – Какой отрывок вам больше всего понравился? Почему? – О чём это стихотворение? – Каким вы себе представили Мазая? |
Осознанное восприятие литературного произведения |
регулятивные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа – Объясните значение этих слов. Ответ вы можете найти в словаре учебника, толковом словаре. Гинут – гибнут. Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча. Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам. Зипун – старинная верхняя одежда крестьян типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета. Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком. Гуторить – разговаривать. Горемыка – слово образовано из двух слов: «горе» и «мыкать», что обозначает «страдать». Исстари – всегда так было. Кураж – задор. Пуделять – стрелять мимо цели. |
Обогащать словарный запас, развивать умение находить понятие, информацию в словаре. |
регулятивные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Самостоятельное чтение Вторичное восприятие текста. – Продолжим работу. Прочитаем самостоятельно стихотворение. |
Совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения. |
регулятивные: |
||||||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке – Прочитаем стихотворение по смысловым частям.
|
Формировать представление об идее художественного произведения. Формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения |
личностные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Иллюстрирование графическое Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению. Задание: найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации. Проверку осуществляют у доски |
Работать в группах. Совершенствовать умение ориентироваться в рассказе и находить нужный фрагмент |
регулятивные: |
||||||||
5. Домашнее задание |
|||||||||||
Учебник, с. 170–172, выучить наизусть понравившийся отрывок и проиллюстрировать его |
|
Принимают и сохраняют учебные задачи |
|||||||||
6. Рефлексия |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Знаю – Хочу знать – Узнал Составьте схему: знали, хотели узнать, узнали. |
|
регулятивные: |