Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Математика 3 класс

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки

Цель урока: Способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарем, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с табелем-календарем; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.

Личностные:

проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои до-стижения на уроке, пользоваться учебником.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

 

 

Коммуникативные – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Отгадайте загадку: «Что идет не двигаясь с места?» (Время.)

–  О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– Именно  о  времени,  единицах  измерения  времени  мы  сегодня  поговорим.


Закрепление понятия о времени

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Ассоциативная цепочка

– Какая самая крупная единица времени на сегодняшнем уроке? (Год.)

– На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (4 времени года.)

В тетрадь: 1 год = 4 сезона.

– По каким признакам мы разбили год? (По погодным явлениям.)

– А как еще можно разделить год? (На месяцы.)

– Сколько их? (12.)

В тетрадь: 1 год = 12 месяцев.

– Послушайте про каждый месяц:

1) В гости год к нам пришел

    И гостей с собой привел:

    Первый елку нам принес.

    Запушил ее мороз.

    И у гостя в серебре

    Брови и ресницы.

    Он открыл в календаре

    Первую страницу.

2) Гость второй – молодой, –

    Он в ушанке со звездой.

    И в полах его шинели

    Завиваются метели.

 

3) Третий гость на солнце весел,

    А в тени всегда сердит.

4) А четвертый – светел, ясен –

    Он капелями звенит.

 

5) Пятый гость нарядный –

    Праздничный, парадный.

8) А десятый гость – богатый.

    С чем пришел он к нам ребята?

    С урожаем он пришел –

    Приглашает вас за стол.

6) А шестой, седьмой, восьмой

    Прибежали в майках.

    Полон ягод лес густой,

    Вся в цветах полянка.

9) Гость одиннадцатый к нам

    Входит гордым шагом.

    Нет конца цветным огням

    И расшитым флагам.

7) Гость девятый – ученик –

    Носит белый воротник,

    У него дневник в руке

    И пятерки в дневнике.

10) Гость последний приближается,

    Снегом все запорошил,

    Шубку выбелил у зайца,

    Спать медведя уложил,

    И ребятам снова

    Елочка готова!

– Так почему же гости-месяцы шагали от одной елочки к другой? (Новогодней елкой год начинается и заканчивается.)

– Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит определенное количество дней, которые собираются в год. Посмотрите на таблицу и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней? 31? А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль.) А от чего это зависит? (От того, високосный этот год или нет.)

– Если сложить все дни по месяцам, то получится 365 (366) дней.

В тетрадь: 1 месяц = 30 или 31 или 28 (29) дней.

1 год = 365 (366) дней.

– В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями. То есть люди придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней.

– Назовите дни недели.

– А что это за 2 красных дня? (Выходные.)

В тетрадь: 1 неделя = 7 дней.

– А теперь попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения. (День или сутки.)

– Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь»?

– Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (Сутки прошли, если прошли день и ночь.)

– Но отсчитывать время днем и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идет о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.

- Кто знает, что это за прибор? (Часы.)

– Так вот если отмерять сутки по часам, то длительность суток равна 24 часам.

В тетрадь: 1 сутки = 24 часа.

– Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.

– И вот так часы, постепенно отсчитывая минуты, часы, сутки, недели, месяцы, сезоны, отсчитывают сначала год, другой и т. д. Время не стоит на месте, оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у вас получится так, как у героев сказки о потерянном времени.

– Есть, конечно, и другие единицы измерения времени – и бо́льшие, и ме́ньшие, но мы с вами должны пока подытожить все, что вспомнили сегодня о времени.


 Познакомятся с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации;
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование графическое

– А  сейчас  мы  с  вами  немного  поиграем.  Давайте  представим, что  на  машине  времени  мы  с  вами  отправились  в  последние  секунды нашего года, и начнем отсчет нового года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет? (Когда Кремлевские куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз и стрелки начнут свой путь по первым суткам года.)

Работа с макетом часов.

– Возьмите в руки ваш макет часов. Пока он чистый, но мы с вами сейчас начнем рисовать новый год. В какой точке мы находились, когда били куранты? (Жирная точка.) Это 0 ч 0 мин. Нарисуйте стрелки и покажите, в каком направлении они пойдут.

– А когда пройдет час, где мы будем? (Там, где первая точка.) Поставьте там 1.

– А теперь отметьте все часы по кругу, добравшись опять до точки.

– Сколько часов прошла стрелка? (12.)

– Можно ли сказать, что прошел первый день нового года? (Нет.)

– Пока мы добрались только до середины 1 января. А кто знает, как называется это время? (Полдень.)

– Мы с вами уже знаем, что сутки – это 24 часа. А складываются они из  12  часов  до  полудня  и  12  часов  после  полудня,  и  поэтому  последующие часы люди условились отмечать числами, следующими за числом 12. Это 13, 14 и т. д. до 24. Отметьте их у себя карандашом другого цвета.

– Скажите, когда у нас закончится первый день года? (Когда часовая стрелка окажется на 12 часах второй раз.) Как называется это время суток? (Полночь.)

– Сколько  раз  наша  часовая  стрелочка  побывала  на  каждом  делении? (2 раза.)


Научатся определять время по модели циферблата, определять количество часов в сутках.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–сопоставление информации, представленной в разных видах;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Деловая графика

– Итак, наше путешествие с часовой стрелкой по 1 января закончилось. Переносимся на нашей машине времени во второй день нового года. А чтобы попутешествовать по всему году нам поможет табель-календарь. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (Это все дни года, разбитые по годам и неделям.)

– Как разбиты дни в календаре? (По месяцам.)

– Назовите, какие месяцы содержат 31 день? 30 дней?

– А теперь найдите самый короткий месяц года. (Февраль.) Мы с вами уже говорили про февраль и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней. Такой год называется високосным. Будет ли будущий год високосным?

– Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние. (Такое деление месяцев на сезоны условное, так как новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Времена года»:

1-й ряд – осень.

2-й ряд – зима.

3-й ряд – весна.

– Какой сезон еще не назвали? (Лето.) А летом вы будете все вместе. Если вы по названным признакам узнаете свой сезон, то ваш ряд встает, а если это будет лето, то вы все дружно хлопаете в ладоши.

Ÿ Можно загорать.

Ÿ Очень длинные ночи и короткие дни.

Ÿ Это время года следует за летом.

Ÿ Зеленеют деревья, появляются первые цветы.

Ÿ Наряжаем елку.

Ÿ Время года между летом и зимой.

Ÿ Самое жаркое время года.

Ÿ С деревьев опадают листья, холодает.

Ÿ Это время года содержит месяц апрель.

– Теперь мы отправляемся дальше в наше путешествие на машине времени по календарю.

– Самая верхняя строчка в каждом месяце – это дни недели. Как они обозначены? (Буквами.)

– А почему числа записаны строчками? (Это недели.) И если мы от какого-то дня месяца проведем вверх воображаемую линию, то узнаем, на какой день недели он приходится.

– Мы с вами остановились во времени 1 января 2018 года. Скажите, какой это день недели? (Понедельник.)

– В какой день недели закончится январь начавшегося года? (В среду)

– А сейчас давайте составим математическое выражение и подтвердим вычислением, что январь имеет 31 день. Сколько полных недель в месяце? (4 полных и 1 неполная: 7 · 4 + 3 = 31.)

– Просчитайте так же февраль. (7 · 3 + 4 + 3 = 28.)

– Вспомните,  какие  дни  в  каждом  месяце  вы  любите  больше  всего? (Выходные.)

– Как они обозначены в календаре? (Красным цветом.)

– Обведите все выходные января. Сколько их получилось? (8.) А теперь обведите все выходные и скажите, какой месяц будет содержать больше всего выходных? (Сентябрь и декабрь.)

– А еще вы все любите праздники. Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их красным цветом.

Ÿ 1 января;               Ÿ 1 мая;

Ÿ 7 января;               Ÿ 9 мая;

Ÿ 23 февраля;          Ÿ 12 июня;

Ÿ 8 марта;                 Ÿ 4 ноября (День народного единства).

– И важный для каждого из вас – день вашего рождения.

– Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы. Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом. (30 + 31 + 31 = 92 дня.)

– Понравилась вам работа по календарю?


  Учатся пользоваться календарем, определять промежутки времени по календарю.

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста, таблиц, графиков, схем, диаграмм;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.

 

5. Домашнее задание

 – Дома составьте 10 выражений к оставшимся месяцам и отметьте на своих календарях дни рождения своих родителей и других близких родственников.

 

 Регулятивные - принимают
и сохраняют учебные задачи

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Ассоциативная цепочка

Дети составляют цепочку из временных понятий: сутки - неделя - месяц -год.

Называют единицы измерения каждого временного промежутка.

Оценивают уровень усвоения новых знаний.


 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации;
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.