Название ТКУ: Математика 3 класс
УМК: Школа России
Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки
Цель урока: Способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарем, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с табелем-календарем; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.
Личностные:
проявляют мотивацию к учебной деятельности.
Метапредметные:
овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои до-стижения на уроке, пользоваться учебником.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||||||
1. Организационный момент |
|||||||||||
|
|
Коммуникативные – планируют учебное сотрудничество Личностные – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
|||||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Отгадайте загадку: «Что идет не двигаясь с места?» (Время.) – О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? – Именно о времени, единицах измерения времени мы сегодня поговорим. |
Закрепление понятия о времени |
регулятивные: |
||||||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Ассоциативная цепочка – Какая самая крупная единица времени на сегодняшнем уроке? (Год.) – На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (4 времени года.) В тетрадь: 1 год = 4 сезона. – По каким признакам мы разбили год? (По погодным явлениям.) – А как еще можно разделить год? (На месяцы.) – Сколько их? (12.) В тетрадь: 1 год = 12 месяцев. – Послушайте про каждый месяц:
– Так почему же гости-месяцы шагали от одной елочки к другой? (Новогодней елкой год начинается и заканчивается.) – Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит определенное количество дней, которые собираются в год. Посмотрите на таблицу и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней? 31? А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль.) А от чего это зависит? (От того, високосный этот год или нет.) – Если сложить все дни по месяцам, то получится 365 (366) дней. В тетрадь: 1 месяц = 30 или 31 или 28 (29) дней. 1 год = 365 (366) дней. – В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями. То есть люди придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней. – Назовите дни недели. – А что это за 2 красных дня? (Выходные.) В тетрадь: 1 неделя = 7 дней. – А теперь попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения. (День или сутки.) – Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь»? – Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (Сутки прошли, если прошли день и ночь.) – Но отсчитывать время днем и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идет о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время. - Кто знает, что это за прибор? (Часы.) – Так вот если отмерять сутки по часам, то длительность суток равна 24 часам. В тетрадь: 1 сутки = 24 часа. – Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время. – И вот так часы, постепенно отсчитывая минуты, часы, сутки, недели, месяцы, сезоны, отсчитывают сначала год, другой и т. д. Время не стоит на месте, оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у вас получится так, как у героев сказки о потерянном времени. – Есть, конечно, и другие единицы измерения времени – и бо́льшие, и ме́ньшие, но мы с вами должны пока подытожить все, что вспомнили сегодня о времени. |
Познакомятся с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки. |
регулятивные: |
||||||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Иллюстрирование графическое – А сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте представим, что на машине времени мы с вами отправились в последние секунды нашего года, и начнем отсчет нового года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет? (Когда Кремлевские куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз и стрелки начнут свой путь по первым суткам года.) Работа с макетом часов. – Возьмите в руки ваш макет часов. Пока он чистый, но мы с вами сейчас начнем рисовать новый год. В какой точке мы находились, когда били куранты? (Жирная точка.) Это 0 ч 0 мин. Нарисуйте стрелки и покажите, в каком направлении они пойдут. – А когда пройдет час, где мы будем? (Там, где первая точка.) Поставьте там 1. – А теперь отметьте все часы по кругу, добравшись опять до точки. – Сколько часов прошла стрелка? (12.) – Можно ли сказать, что прошел первый день нового года? (Нет.) – Пока мы добрались только до середины 1 января. А кто знает, как называется это время? (Полдень.) – Мы с вами уже знаем, что сутки – это 24 часа. А складываются они из 12 часов до полудня и 12 часов после полудня, и поэтому последующие часы люди условились отмечать числами, следующими за числом 12. Это 13, 14 и т. д. до 24. Отметьте их у себя карандашом другого цвета. – Скажите, когда у нас закончится первый день года? (Когда часовая стрелка окажется на 12 часах второй раз.) Как называется это время суток? (Полночь.) – Сколько раз наша часовая стрелочка побывала на каждом делении? (2 раза.) |
Научатся определять время по модели циферблата, определять количество часов в сутках. |
регулятивные: |
||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Деловая графика – Итак, наше путешествие с часовой стрелкой по 1 января закончилось. Переносимся на нашей машине времени во второй день нового года. А чтобы попутешествовать по всему году нам поможет табель-календарь. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (Это все дни года, разбитые по годам и неделям.) – Как разбиты дни в календаре? (По месяцам.) – Назовите, какие месяцы содержат 31 день? 30 дней? – А теперь найдите самый короткий месяц года. (Февраль.) Мы с вами уже говорили про февраль и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней. Такой год называется високосным. Будет ли будущий год високосным? – Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние. (Такое деление месяцев на сезоны условное, так как новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.) – А теперь давайте поиграем в игру «Времена года»: 1-й ряд – осень. 2-й ряд – зима. 3-й ряд – весна. – Какой сезон еще не назвали? (Лето.) А летом вы будете все вместе. Если вы по названным признакам узнаете свой сезон, то ваш ряд встает, а если это будет лето, то вы все дружно хлопаете в ладоши. Можно загорать. Очень длинные ночи и короткие дни. Это время года следует за летом. Зеленеют деревья, появляются первые цветы. Наряжаем елку. Время года между летом и зимой. Самое жаркое время года. С деревьев опадают листья, холодает. Это время года содержит месяц апрель. – Теперь мы отправляемся дальше в наше путешествие на машине времени по календарю. – Самая верхняя строчка в каждом месяце – это дни недели. Как они обозначены? (Буквами.) – А почему числа записаны строчками? (Это недели.) И если мы от какого-то дня месяца проведем вверх воображаемую линию, то узнаем, на какой день недели он приходится. – Мы с вами остановились во времени 1 января 2018 года. Скажите, какой это день недели? (Понедельник.) – В какой день недели закончится январь начавшегося года? (В среду) – А сейчас давайте составим математическое выражение и подтвердим вычислением, что январь имеет 31 день. Сколько полных недель в месяце? (4 полных и 1 неполная: 7 · 4 + 3 = 31.) – Просчитайте так же февраль. (7 · 3 + 4 + 3 = 28.) – Вспомните, какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Выходные.) – Как они обозначены в календаре? (Красным цветом.) – Обведите все выходные января. Сколько их получилось? (8.) А теперь обведите все выходные и скажите, какой месяц будет содержать больше всего выходных? (Сентябрь и декабрь.) – А еще вы все любите праздники. Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их красным цветом. 1 января; 1 мая; 7 января; 9 мая; 23 февраля; 12 июня; 8 марта; 4 ноября (День народного единства). – И важный для каждого из вас – день вашего рождения. – Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы. Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом. (30 + 31 + 31 = 92 дня.) – Понравилась вам работа по календарю? |
Учатся пользоваться календарем, определять промежутки времени по календарю. |
регулятивные: |
||||||||
5. Домашнее задание |
|||||||||||
– Дома составьте 10 выражений к оставшимся месяцам и отметьте на своих календарях дни рождения своих родителей и других близких родственников. |
|
Регулятивные - принимают |
|||||||||
6. Рефлексия |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Ассоциативная цепочка Дети составляют цепочку из временных понятий: сутки - неделя - месяц -год. Называют единицы измерения каждого временного промежутка. Оценивают уровень усвоения новых знаний. |
|
регулятивные: |