Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: И.А. Бунин «Листопад» Попова К. Д

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: И.А. Бунин «Листопад».

Цель урока: познакомить с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Планируемые результаты:

Предметные:

-умения прогнозиро¬вать содержание произведения; - воспринимать на слух поэтическое произведение. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение

Личностные:

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну); - проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: - умение организовывать рабочее место; - умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД : - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

- Прозвенел звонок – начинается урок.

- Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.

- Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

- Начинаем урок.

 

 

Умение организовывать рабочее место (регулятивные)

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

Прочитайте загадку, напишите отгадку.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем! (Лес.)

- Прочитайте ее скороговоркой.

-Прочитайте радостно

-Прочитайте с грустью.

-Прочитайте медленно.

Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время?

– Сегодня мы заканчиваем раздел «Поэтическая тетрадь». Последним в «Поэтической тетради» стоит произведение писателя и поэта, фамилия которого зашифрована на доске:

НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА

Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? (Дети вспоминают, что уже знают.)

—  Определите тему и цели урока.



 Представление  об идее художественного произведения

 

личностные: 

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

(Личностные УУД)

   Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Знакомство с биографией

И. А. Бунина (Просмотр презентации)

Прежде чем я прочитаю стихотворение, познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся:

Словарная работа:

На доске:

терем

лиловый

багряный

лазурь

золотой

просветы

вдова

мотылёк

пёстрый

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.


 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

пополнение словарного запаса

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Итак, мы с вами отправляемся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким чувством и настроением автор его писал? (Прослушивание). (Восхищение, удивление, грусть).

- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?


 воспринимать на слух поэтическое произведение

коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

Повторное выразительное чтение стихотворения с анализом.(Читают выразительно 2-3 ученика)

– Почему лес «расписной»? Кто его расписывал?

– Как вы понимаете выражение: лес «стоит веселой, пестрою стеной»?

– Найдите и прочитайте другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве тишину можно услышать? А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Найдите в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика.

– Какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении 
И. А. Бунина. Какие цвета осени использовал в картинах художник? Какие цвета здесь преобладающие?


 

Совершенствование сознательности чтения;

развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение;

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

5. Домашнее задание

 

Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели? 

- Что было трудным?

- Что лег­ко удавалось выполнить?



 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.